Запись эфира

Содержание

  1. Orange Blossom - Black Box
  2. Department Of Eagles - No One Does It Like You
  3. Calypso Rose - Calypso Queen
  4. Son House - Walking Blues
  5. Shadows - Apache
  6. Tremeloes - Even The Bad Times Are Good
  7. Bob Landers With Willie Joe And His Unitar - Cherokee Dance
  8. Jacques Dutronc - Les Cactus
  9. Inner Circle - Sweat (A La La La La Long)
  10. H-Burns - Silent Wars

Здравствуйте!
Как заметила однажды Агата Кристи: “Нет ничего, что женщина любила бы больше, чем делать то, что ей не нравится ради того, кто ей нравится”.
Я, конечно, всегда подозревал, что я не женщина, но слова самой популярной писательницы Земли меня окончательно убедили. Ну, не женщина, и ладно. Я получаю удовольствие, когда делаю то, что мне нравится. А нравится мне, в частности, знакомить вас с новой музыкой; чем я и хочу сегодня заняться. Итак, приступим.

  • Orange Blossom - Black Box

Это была ядреная и становящаяся теперь очень популярной ливано-парижская группа Orange Blossom (Цвет Апельсина).
Когда-то я старался держаться подальше от музыки арабских регионов; она казалась мне излишне агрессивной, наверное; но теперь замечаю, что она стройно вливается в поток мировой музыки и привносит туда что-то чего там раньше не было. Не зря Джимми Пэйдж с Робертом Плантом так западали на неё: талантливые люди часто предвидят будущее, сами того не зная.

А будущее наше, похоже, как всегда - не в разделении, а в объединении и синтезе. Всю историю человечества есть люди, которые стараются сохранить все как было и с яростью сопротивляются любым изменениям; я очень хорошо их понимаю; вот только бытие работает по другому принципу. Чтобы не происходило застоя, в любое человеческое общество все время добавляются новоприбывшие, потому что когда их нет - начинается вырождение. Это известно на примере любой изолированной от остального мира общности людей.
Так что будущее - в смешении и синтезе всех культур и музык мира; здоровое новое появляется, когда корни сохраняются, а ветви переплетаются.

А теперь - “Департамент Орлов”, когда-то зародившийся под крышей Нью-Йоркского Университета.

  • Department Of Eagles - No One Does It Like You

А теперь, как говаривал Ярослав Мудрый, перейдём к чему-то совершенно другому.
Калипсо Роуз, которая появилась на свет лет на 60 раньше, чем “Департамент Орлов”, до сих пор живее многих живых. Калипсо Роуз - калипсонианка; то есть мастер калипсо. А калипсо - музыка, которая сохраняется в карибском архипелаге Тринидад и Тобаго в своей древнейшей форме, пришедшей в Карибские моря в XVII веке из Западной Африки, вместе с французскими поселенцами и их рабами.

Рабам на плантациях под страхом смерти не разрешалось разговаривать друг с другом, и чтобы как-то обойти этот запрет, они начали петь, потому что их пения надсмотрщики не понимали. Калипсо - что-то типа ритмических частушек - одновременно сатира, газета и рассказ обо всем, что сегодня важно знать людям. Это голос народа; калипсо - это не только коллективный пропагандист и агитатор, но так же и коллективный организатор. В Западной Африке люди, исполняющие такую миссию, называются гриотами; на Тринидаде они - calypsonian - калипсонианцы.

Калипсо Роуз написала свою первую частушку в 15 лет - и с тех пор поёт калипсо. И так поёт, что много лет подряд выигрывала самый престижный титул “Королевы Калипсо” (созданный специально для неё; до неё у калипсо были только короли). Она написала более 800 песен.
А вот песня с её последнего альбома, записанного с помощью звезды world music, франко-испанского музыканта Ману Чао.

  • Calypso Rose - Calypso Queen

Говорят, что сегодняшнего не было бы, если бы не было вчерашнего. Говорят, что мы стоим высоко, потому что стоим на плечах великанов. Поэтому я хочу вспомнить сейчас одного из таких великанов: одного из тех, кто создал современный блюз; человека по имени Сан Хаус.

Сан Хаус родился в 1902 году. В юности он был человеком крайне религиозным, читал проповеди и даже одно время был церковным пастором, при этом зверски пил. Мирскую музыку он ненавидел и считал делом дьявольским. Но все изменилось в 25 лет.
Как-то раз на пьянке он услышал, как один из его собутыльников играет слайдом на гитаре и страстно полюбил блюз в эту же секунду. Короткое время, проведенное в тюрьме за убийство (как положено настоящему блюзмену), только добавило жара его игре. Сан Хаус так быстро развился в бесподобного музыканта, что Чарли Паттон, главный блюзмен дельты Миссисипи, пригласил его играть вместе с собой.

Однако, в стране был период кризиса, так и называвшийся Великая Депрессия; пластинки не продавались, и хотя Сан Хаус оставался популярным в своем краю за счет концертов, национальным героем он не стал. Зато стал учителем человека, которого принято считать родоначальником блюза, Роберта Джонсона, а заодно ещё и гиганта Мадди Уотерса. В 1940-е годы Сан Хаус настолько обнищал, что оставил музыку, работал носильщиком, поваром, но в 1964 году молодые энтузиасты откопали его старые пластинки, отыскали его самого и убедили снова заняться музыкой - и он продолжал играть ещё добрый десяток лет.
Хорошая история; особенно если вспомнить, что Сан Хаус всего на год старше моей бабушки - и от этого история музыки XX века сразу делается чем-то близким и семейным.

  • Son House - Walking Blues

Теперь этого никто не помнит, но в начале 1960-х, до того, как Битлз стали известны, миром британской и европейской поп-музыки правила группа The Shadows. Они появились на свет как аккомпаниаторы британского Элвиса - Клиффа Ричарда. Моднее их не было - у басиста была первая бас-гитара в Англии (до этого все играли на контрабасах). А потом Клифф привез Хэнку Марвину первый в Англии Стратокастер. И дальше все пошло по проторенной дорожке: Shadows играли, Клифф вихлял бедрами, девушки визжали. Но в августе 1964 они записали и выпустили инструментальную пьесу “Apache”, которая немедленно заняла в чартах No.1, сдвинув на второе место песню самого Клиффа. И дальше началось.

“Хэнк Марвин стал богом гитары. Мы объехали с концертами каждый город, каждое село и каждую деревушку в Британии по крайней мере десять раз; два шоу в день и три по субботам” - вспоминает ударник Тони Михан.
В книге “Поп с самого начала” историк музыки Ник Кон пишет: “Им поклонялись, их обожали; на континенте они оказали самое большое влияние на музыку. В Испании, Италии, Югославии их считали поп-гигантами всех времен. Элвис Шмелвис, Битлз Шмитлз - да здравствуют The Shadows!”.

Влияние их на тогдашних юных гитаристов Англии переоценить невозможно. Брайан Мэй выучивал их мелодии, записывая их с радио. А Пит Таунсенд говорил “для меня они живой миф… Они остались величайшей страстью моей жизни”.

  • Shadows - Apache

Два мира, запад и тогдашний Советский Союз - казалось бы должны быть диаметрально противоположны. Но смешно, когда сравниваешь то, что реально происходило там и здесь, иногда поражаешься - у нас происходило одно и то же, просто по-разному называлось.

Кит Ричардс вспоминает, как за неимением в тогдашней Англии гитарных струн приходилось порванную струну связывать особым образом - то же самое делал и я.

Нам не давали играть по идеологическим соображениям, и приходилось изобретать удивительные поводы для концертов; ну а юному Киту Ричардсу немолодые джазмены грозили в туалетах ножом, если он не перестанет играть свою грязную наглую примитивную музыку (надо сказать, что в обоих случаях противники рока добились противоположного эффекта).

А что до девичьего визга, который не давал играть что Битлз, что Small Faces, что всем тогда - думаете, этого у нас не было? Ошибаетесь; на первых в моей жизни подпольных рок-концертах (Аргонавты и Галактика), публика визжала так, что со сцены были слышны только барабаны. Мне было 14 лет, и я был зачарован.

Вообще, Петербург в конце 1960-х - начале 1970-х был меккой рок-н-ролла; сейчас сложно поверить, но каждую субботу на танцах в том или другом институте играло около полудюжины групп, пробиться на которые считалось необходимым для любого уважающего себя любителя музыки. Толпы желающих попасть на эти концерты собирались такие, что, например, широченная 1-я Красноармейская улица перед Военно-Механическом Институтом оказывалась на полкилометра перекрыта полностью, переставал ходить транспорт, и для поддержания порядка вызывалась конная милиция. Пройти внутрь постороннему было совершенно невозможно: для того, чтобы исключить эту вероятность, каждые 10 метров стоял свирепый патруль, проверяющий билеты и студенческие билеты, и такие патрулей на пути было больше полудюжины: при этом, каким-то чудом попав в зал, ты оказывался окружен привычной компанией поп-фанов, не имеющих к Военмеху никакого отношения. На сцену выходили, например, “Аргонавты” - и начиналось два часа абсолютного счастья; вот примерно такого:

  • Tremeloes - Even The Bad Times Are Good

В книге Карлоса Кастанеды “Путешествие в Икстлан” рассказывается, как его наставник, мексиканский маг Дон Хуан учил Карлоса “уничтожать личную историю”. Обосновывал дон Хуан свою идею просто: если про тебя никто ничего не знает, то никто не сможет повлиять на тебя своими представлениями о том, какой ты, и на что способен. А значит, твои руки развязаны, и ты - Совершенный Воин.

Неизвестно, насколько джентльмен по имени Боб Ландерс был знаком с тольтекской магией, но история записи его хита “Cherokee Dance” достойна учения Дона Хуана.
А дело было так: в 1956 году студию Specialty Records зашли два уличных музыканта, у одного была Унитар - гитара с одной струной, другой был совсем хриплый и явно совершенно больной; они записали песню, оставили свои имена, получили несколько долларов и ушли в вечность, став легендой. Они ушли, а песня осталась.

  • Bob Landers With Willie Joe And His Unitar - Cherokee Dance

Певец, гитарист, композитор, актёр Жак Дютронк мало известен за пределами мира, в котором говорят и поют по-французски; но в самом этом мире он до сих пор является звездой.
Когда-то он писал песни для бит-красавицы Франсуаз Арди и дописался до того, что женился на ней. Потом был киноактёром; потом опять пел - и, кстати, поёт до сих пор. Но в 1967 году он выпустил песню “Кактус”, по которой его и запомнил весь мир.

  • Jacques Dutronc - Les Cactus

Легендарная ямайская регге группа Inner Circle (“Внутренний Круг”) была создана в 1968 году братьями Яном и Роджером Льюисами.
В 1974 году их певцом стал Джейкоб Миллер; на Ямайке он был так же популярен, как Боб Марли; когда они заиграли вместе, равных им не было. Но в 1980 году Джейкоб разбился на машине, и группа на время перестала существовать.

Однако, вскоре братья Льюисы переехали в Майями и опять занялись музыкой: сначала открыли там студию, а потом нашли нового певца и снова начали выступать под именем Inner Circle. В 1986 они опять стали популярными и играют по сей день.

  • Inner Circle - Sweat (A La La La La Long)

Преподобный Амвросий Оптинский говорил: “Жить проще - лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь все устроит. Не мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет, как случится - это и есть жить проще”.

Это я так, к слову. А под конец поставлю вам песню великолепного французского артиста, живущего в Калифорнии под английским именем H-Burns. С самого начала, как только я услышал эту песню, сразу стало ясно, что она должна завершать сегодняшнюю передачу. И не стал мучить себя, обдумывая, как и что сделать. Так и сделал, чего и вам желаю. Всего вам лучшего, спасибо!

  • H-Burns - Silent Wars