Запись эфира

Содержание

  1. Gus Teja - Beauty In Colors
  2. Ming Flute Ensemble - The Maidens Of The Tea Mountain
  3. Flook - Pod: The Empty Pod
  4. Georg Philipp Telemann - Sonata in F Major: Vivace
  5. Jethro Tull - Up To Me
  6. Kohachiro Miyata - Honshirabe
  7. R. Carlos Nakai - Inward Journey
  8. Paul Horn - Mumtaz Mahal
  9. Hariprasad Chaurasia & Shivkumar Sharma - Love (Alap)
  10. Jethro Tull - King Henry’s Madrigal

Здравствуйте!

В самое ближайшее время у нас должен состояться праздник 8 Марта. В преддверии праздника хочется поиграть вам музыку, подходящую к этому дню - душевную, духовную, сводящую небо на землю, соединяющую телесное и вечное. А что может быть душевнее, чем флейта?

  • Gus Teja - Beauty In Colors

Флейта - старейший музыкальный инструмент человечества.
В Германии были найдены флейты, которым 43 тысячи лет, но это еще ничего - в Словении обнаружили флейту, которой 81 тысяча лет.
Бамбуковые флейты бансури были частью традиции индийской классической музыки за полторы тысячи лет до нашей эры, они ассоциировались с именем бога Кришны. Да и в Древней Греции бог пастухов и природы Пан редко изображается без своей флейты в руках. В Китае были найдены флейты из журавлиной кости - им более 9 тысяч лет. Великий даос-философ Чжуан Цзы, объясняя устройство Вселенной, писал о флейте человека, флейте Неба и флейте Земли.
Короче, флейты существуют во всех культурах земли. История человечества с незапамятных времен разворачивается под музыку флейты.

  • Ming Flute Ensemble - The Maidens Of The Tea Mountain

Флейта - особый инструмент. Из нее буквально не извлечешь звука без вдохновения - ведь чтобы флейта зазвучала, человек должен вдохнуть в нее, оживить ее своим дыханием, дать ей свою прану, свою жизненную силу. Поэтому она и звучит так нежно и естественно, как ни один другой живой инструмент. Но если нужно, может задать и жару.
Аристотель сказал: “Флейта не из тех инструментов, что производят хороший моральный эффект. Она слишком возбуждает”.

  • Flook - Pod: The Empty Pod

Интересно, что флейтовая музыка в Европе исчезла одновременно с падением Рима (загадку эту пока никто разгадать не может) и вновь начала появляться в X-XI веках, судя по всему из Византии. К XIV веку она вновь распространилась по всей Европе и снова все покорила.
Германский романтический писатель Жан Пауль Фридрих Рихтер писал в XVIII веке: “Флейта - это истинная волшебная палочка, преобразующая все, чего она касается во внутреннем мире; магический жезл, распахивающий глубины души. А внутренний мир - это и есть истинный мир”.

  • Georg Philipp Telemann - Sonata in F Major: Vivace

Отцом современной флейты можно считать мюнхенского ювелира Теобальда Бёма. Он с ранних лет проникся музыкой и в 18 лет, помимо основной профессии ювелира, работал профессиональным флейтистом в королевском оркестре Мюнхена и решил усовершенствовать флейту. Вскоре он основал собственный завод по производству флейт, первый начал делать флейты из металла. Всю свою жизнь работал над тем, как сделать так, чтобы флейта лучше звучала и на ней было удобнее играть.
Самым достойным памятником ему является тот факт, что весь мир играет на флейтах его образца, и вот уже полтора века их конструкция практически не меняется.

Именно на таких флейтах играет, например, Иен Андерсон, основатель и бессменный капитан группы Джетро Талл. Он первым успешно ввел флейту в рок-музыку и хотя сам говорит: “Я никак не мог решить - я счастлив быть флейтистом или все-таки мечтаю быть Эриком Клептоном”, потом все-таки поменял свой Стратокастер на флейту и хороший микрофон, и открыл нам новый музыкальный мир.

  • Jethro Tull - Up To Me

В каждой культуре есть свои флейты. В Японии популярна флейта сякухачи, о которой я вам когда-то уже рассказывал. В японском зен-буддизме монахи, играющие на сякухачи, практиковали суизен - игру на флейте для достижения просветления. Даже есть такой специальный музыкальный термин “Детанари” - “как выходит” - важно дуть, не обращая внимания на то, что получается. Современный учитель игры на флейте сякухачи Ватасуми говорил своим ученикам: если то, что у вас получается, похоже на музыку, вы что-то делаете неправильно.

  • Kohachiro Miyata - Honshirabe

Индейцы культуры Тукано, которые живут на севере Амазонки, рассказывают про Уакти. У него в теле были дыры. Когда он бежал или когда сквозь него дул ветер, получалась музыка. Эта музыка получалась настолько соблазнительной, что соблазнила женщин племени, и тогда мужчины сожгли Уакти и похоронили его тело. Из его останков выросли пальмы, из которых Тукано стали делать флейты. Поэтому женщинам племени Тукано нельзя играть на флейтах.

  • R. Carlos Nakai - Inward Journey

Мавзолей Тадж-Махал в Индии считается одним из новых чудес света, самым совершенным зданием в мире. Он был построен императором Шахом Джаханом в 1653 году, строился больше 20 лет в память об его любимой жены Мумтаз Махал. Здание это не имеет никаких аналогов на Земле - оно построено из чистейшего белого мрамора и, помимо всего прочего, внутри него уникальный звук: 28-секундное эхо, который невозможно воспроизвести в студии никакими техническими средствами.

В апреле 68-го года джазовый флейтист Пол Хорн отправился вместе с Битлз в Индию снимать фильм про Махариши Махеш Йога. Хорн был известным джазовым флейтистом, играл с Дюком Эллингтоном, Натом Кингом Колом и Тони Беннетом, а про трансцедентальную медитацию Махариши Махеш Йога узнал еще раньше, чем Битлз, - ведь джазмены-битники еще в 50-е годы, всерьез разочаровавшись в западном материализме, пустились искать правду на Восток.

И вот, в какой-то момент, Пол Хорн решил, что немного красоты фильму не помешает и отправился подснять Тадж-Махал, а, попав туда, решил, что было бы неплохо там сыграть. Пришел вечером со звукооператором, протащил внутрь магнитофон и достал флейту. Начал играть. Прибежал охранник, попросил его покинуть помещение, но, пока суд да дело, так проникся красотой музыки, что не только разрешил Хорну играть, но и сам начал подпевать.
Получившийся альбом “Inside” (“Внутри”) был продан тиражом более, чем миллион экземпляров, и сделал Пола Хорна отцом музыки “нью эйдж”.

  • Paul Horn - Mumtaz Mahal

И как это ни странно, все истории о влиянии флейты на живых существ - и Аристотель, и про волшебный жезл, и про Детанари, и про Уакти, и все остальные - в итоге когда-то были другими словами рассказаны в “Махабхарате”. А там написано, что когда Кришна играл на флейте, все живое и даже неживое испытывало такой прилив любви к нему, что плакало от невозможности соединиться с ним и раствориться в его музыке. Говорят, что даже боги и небожители рыдали как дети.

Уж не знаю, знал ли об этом Лев Николаевич Толстой, но он писал в “Войне и Мире”: “Главное, о чем ему хотелось плакать, была вдруг живо сознанная им страшная противоположность между чем-то бесконечно великим и неопределимым, бывшим в нем, и чем-то узким и телесным, чем был он сам”.

  • Hariprasad Chaurasia & Shivkumar Sharma - Love (Alap)

А значит, музыка напоминает нам о том, что в нас есть бесконечность. Уже ради одного этого стоит 80 тысяч лет играть на флейте. А что до страшной противоположности и невозможности соединиться с этой бесконечностью, то опыт показывает, что можно. Уж не первую тысячу лет проверено экспериментально, просто требуется определенное прилежание. Так что если что, ни пуха ни пера!

Спасибо!

  • Jethro Tull - King Henry’s Madrigal