Запись эфира

Содержание

  1. Flogging Molly - The Hand of John L. Sullivan
  2. Fleet Foxes - Kept Woman
  3. Dan Auerbach - King of a One Horse Town
  4. Аквариум - Пегги Поршень
  5. Trio Mediaeval & Arve Henriksen - Om Ödet Skulle Skicka Mig
  6. Der Plan - Lass Die Katze Stehn
  7. Songhoy Blues - Mali Nord
  8. Lindsey Buckingham & Christine McVie - Feel About You
  9. Kronos Quartet & Natalie Merchant - The Butcher’s Boy
  10. Charlatans - There Will Be Chances

Здравствуйте, друзья мои!

Говорят, что не счесть алмазов в каменных пещерах, - не знаю, заниматься этим не пробовал, но скажу честно, что в этом году каждый месяц выходит столько всего, что рядом с обозрением летних новинок пересчет алмазов покажется детскими игрушками.
Так что начинаем лето новинок с народных ирландских панков из Лос-Анджелеса - “Flogging Molly”. И пусть слово “народный” сегодня будет для нас ключевым. Потому что сказал же основоположник русской музыкальной классики Михаил Иванович Глинка: “Музыку пишет народ, а мы композиторы, только аранжируем её”.
Итак, аранжировщики “Flogging Molly”.

  • Flogging Molly - The Hand of John L. Sullivan

“Fleet Foxes” - одна из самых популярных и уважаемых американских indie-rock групп сегодняшнего дня.
Девять лет назад их первый альбом стал открытием, музыка их была очаровательным прогрессивным фолк-роком, устоять перед которой было сложно.
Они стали несказанно популярны, записали ещё один трудный альбом, но потом вдруг куда-то делись на шесть лет. Все уже решили, что “всё”. Однако выяснилось, что Робин Пекнольд, их лидер, просто взял отгул и пошел учиться музыке и литературе в Колумбийский Университет - чего ещё можно ожидать от джентльмена, который считает свою жизнь “экспериментом, который он ставит над самим собой”.
Получив свою степень, он вернулся к профессиональным занятиям музыкой - слава Богу, коллеги его почти все оказались терпеливыми и не разбежались. Сам Робин сообщает, что занялся повышением своего культурного уровня, чтобы “избавиться от своих академических претензий, которые иначе излились бы на публику”.
Впрочем, только вышедший 3-й альбом “Fleet Foxes” “Crack-Up” простым назвать язык не повернётся: тут тебе загадочные названия на малоизвестных языках, и отсылки к классике, и туманные музыкальные инструменты от кракуэба и хроматических колоколов до шамисена и коолайдера, суфийская музыка “гнава” - серьёзная смесь.
Как сказал классик: “Делали коктейли. Прилично вышло”.

  • Fleet Foxes - Kept Woman

Продолжим разговоры о видных мастерах современной музыки. Дан Ауэрбах - безусловно, один из них.
Известный поначалу как половина дуэта “The Black Keys”, с блюзовым гиканьем вылетевшего десять лет назад из подвалов индустриально-захолустного города Акрона, Дан с тех пор стал крупным продюсером, работавшим со всеми - от сверхкоммерческой Ланы дель Рэй до классика новоорлеанского вуду Доктора Джона.
А сейчас он выпускает свой второй сольный альбом, записанный в столице музыки “кантри” Нэшвилле, куда он переселился. И записан альбом с ключевыми музыкантами этого города.
Дан Ауэрбах: “Мы записывали с ними этот альбом так, чтобы это напоминало им про то, как они работали в 60-е, 70-е годы в творческой обстановке, когда по радио ещё можно было услышать всякую странную музыку. Эти ребята играли на некоторых песнях тех времен, которые я люблю. И так случилось, что я живу в Нэшвилле, они живут в Нэшвилле, и они стали моей командой в студии”.

  • Dan Auerbach - King of a One Horse Town

“Аквариум” тоже, наконец, проснулся от двух-с-половиной-летней задумчивости и записал новую песню под названием “Пегги Поршень”.
Не поймите меня не так: не то, чтобы мы все это время играли в Спящую Принцессу или - подобно Робину из “Fleet Foxes” - повышали культурный уровень.
Нет, мы пахали как цуцики: помимо собственно концертов “Аквариума”, мы проехали по России и Европе с “Русско-Ирландским Квартетом”, целый год провели с симфоническими оркестрами. Вообще, как это не парадоксально - теперь концертов у нас больше, чем двадцать лет назад.
Да и в студии мы кое-что успели: и второй альбом песен на стихи Джорджа “3=8”, и окончательно собранный альбом русских песен “Золотой Букет”, и альбом песен друзей, который был назван “@” (или по-русски “Собака”), и ещё пара песен, записанных на Кубе с ветеранами Buena Vista Social Club, и записанная по всему миру песня “Палёное Виски”. Но мне лично отчаянно не хватало новых песен “Аквариума”.
Но наконец-то, и на этом фронте дело сдвинулось с мёртвой точки. В преддверии неизвестного нам грядущего Чего-То мы хотим (если будет на то воля Творца!) выпустить несколько песен.
И вот первая из них - “Пегги Поршень”.

  • Аквариум - Пегги Поршень

Норвежский трубач и композитор Арве Хенриксен, хоть и известен своим потрясающим владением искусством импровизации (за что был привечен Дэвидом Сильвианом), однако, помня слова Глинки, не отходит далеко от живительного источника народной музыки. Арве женат на Анне Марии Фриман, которая поет в Trio Mediaeval, занимающемся средневековой музыкой.
И вот пример их совместного творчества - альбом “Rímur”, состоящий из интерпретаций норвежских песен X-XI вв.

  • Trio Mediaeval & Arve Henriksen - Om Ödet Skulle Skicka Mig

Группа “Der Plan” начала жизнь 30 лет тому назад как интеллигентный стёб, сложившийся из остатков музыкальных диссидентов групп DAF и Pyrolator.
Музыка их, конечно, на любителя, но есть у нас в сердце уголок для них. На первый взгляд их музыка далека от народной, а с другой стороны - куда уж народнее? Не зря же говорил Шопен: “Музыка не имеет отечества; отечество её вселенная”.
Вот вам песня с их нового, первого за 13 лет альбома “Unkapitulierbar” - “Некапитулировавшие”.

  • Der Plan - Lass Die Katze Stehn

Несколько лет назад север африканской страны Мали оказался под властью мусульман-джихадистов, исповедующих особенно суровую версию Шариата, запрещающую играть музыку. Тем, кому это было не по душе, пришлось бежать.
И вот 5 лет назад четверо молодых беженцев с севера Мали основали в столице страны Бамако группу “Songhoy Blues”. Их первый альбом - не без помощи любителя африканской музыки Дэмона Олборна - оказался неожиданно популярным. “Songhoy Blues” стали желанными гостями на мировых фестивалях, и вот на днях выходит их второй альбом “Resistance” - “Сопротивление”.
По счастью, они никак не хотят помещаться в нишу world music, а просто играют все, что им нравится.
Как справедливо замечают мудрые - “лучшеё сопротивление - это радоваться жизни”.

  • Songhoy Blues - Mali Nord

А есть еще на свете “Fleetwood Mac” - группа, известная не только как побившая все рекорды продаж своими многомиллионными тиражами сентиментальных поп-песен, но и своей странной историей.
В 60-х годах “Fleetwood Mac” были первостатейной лондонской блюзовой группой. Гитаристом у них был гениальный Питер Грин, ничем не уступавший Эрику Клэптону и Джефу Беку. Потом Питер повредился умом, ушел из группы и на много лет забросил гитару. Другой их гитарист Джереми Спенсер однажды прямо в середине гастролей вышел из отеля за газетой и пропал, примкнув к калифорнийскому религиозному культу “Дети Бога”. Третий гитарист, Дэнни Кирван - спился, потерял общий язык с группой и пошел по дорогам.
Этот необъяснимая засада с гитаристами привела к тому, что “Fleetwood Mac” начал менять гитаристов как перчатки - с этим менялась и музыка. Оставалось только магическая ритм-машина - басист Джон МакВи и ударник Мик Флитвуд. А голосом “Fleetwood Mac” стала жена Джона, блюзовая певица Кристина МакВи.
В 74-м они переёхали в тёплые края - в Лос-Анджелес. И тут началось. К группе примкнула юная пара - певица Стиви Никс и гитарист Линдси Бакингхем. В этом составе “Fleetwood Mac” стали самой популярной и зарабатывающей группой в Америке, они взлетели на самую вершину поп-музыки, где их ждали сказочные богатства и сопровождающее безумие. Группа расходилась и сходилась, но жива до сих пор.
Недавно Линдси с Кристиной выпустили альбом дуэтов. “Альбом дуэтов”, впрочем, в данном случае ярлык чисто номинальный - на басу Джон, на барабанах Мик, так что это “Fleetwood Mac” чистой воды, просто без Стиви Никс, которая временно гастролирует со своим старым другом Томом Петти.
Итак, новый альбом Линдси Бакингхема и Кристины МакВи.

  • Lindsey Buckingham & Christine McVie - Feel About You

А вот классики “Kronos Quartet”, за свою долгую жизнь переигравшие весь мировой авангард от Фрэнка Заппы до Арво Пярта, тоже решили приложиться к народным родникам. Для этого они собрали нескольких голосистых знакомых и записали удивительный альбом. Вот эту древнюю английскую песню “Butcher’s Boy”, например, поёт Натали Мёрчант - даром, что американка.
Прав был Ван Клиберн: “Музыка соединяет народы, её язык понятен всем”.

  • Kronos Quartet & Natalie Merchant - The Butcher’s Boy

А под конец поставлю вам песню с нового альбома манчестерских мессий 90-х годов - “The Charlatans”. По крайней мере уж эти-то совсем не имеют отношения к народной музыке.
Хотя, как сказать? Музыку “Charlatans” народ любит, поэтому они и записывают уже 13-й альбом. Но я никак не могу сообразить, даёт ли это основание называть их музыку народной или нет? Да и слава Богу, что не могу сообразить. Лучше слушать и радоваться.
Говорил же Сюнь Цзы: “Музыка - источник радости мудрых людей”.
Спасибо!

  • Charlatans - There Will Be Chances