Запись эфира

Содержание

  1. Ming Flute Ensemble - The Song Of The Four Seasons
  2. Donovan - Someone Singing
  3. Johann Sebastian Bach - French Suite No. 5 In G Major: Sarabande
  4. Sri Chinmoy - Flute Music (9)
  5. Hemanta Mukherjee - Jadi Tare Nai Chini Go
  6. George Frideric Handel - Organ Concerto In A Major (HWV 307): Ouverture
  7. Hoa Tau - Luu Thuy
  8. Linda Long - Music For Muscle And Bone
  9. Lama Khenno - Ultimate Guru Sadhana Of Simplicity
  10. Deepak Khazanchi - Gajavadana Gananatha
  11. Kathmandu Music Center & Lama Ngodup Jungney - Prayers For Dharma Wangchuk: Lineage, The Founder Of Bamrom Tradition Of Kagyu

Здравствуйте!

Сегодня я хочу поведать вам про одного из самых выдающихся духовных учителей современного мира - дзэн-буддистского мастера Тик Ньят Ханя.

  • Ming Flute Ensemble - The Song Of The Four Seasons

Тик Ньят Хан вместе с Далай Ламой считается одним из самых известных на Западе буддийским учителем. Он родился во Вьетнаме в 1926 году, стал послушником в 16 лет, окончил буддийскую академию и в 33 года стал монахом.
Но, вопреки сложившемуся мнению о буддистах, он не отгородился от жизни, а находится в самой её гуще. Именно он создал понятие “Буддизм в Действии” - это о буддистах, которые применяют прозрения, полученные от медитации и учений для решения окружающих их социальных, политических, экономических проблем.
В 60-м году он поехал в Америку читать курс буддизма в Принстоне, преподавал в Колумбийском университете, потом вернулся во Вьетнам помогать братьям монахам восстанавливать разрушенные войной деревни и помогать бездомным. Как это иногда бывает, его труд на благо мира вызвал неприятие властей, ему запретили въезд на родину, и с тех пор он учит и живет во Франции.
В 1967-м Мартин Лютер Кинг-мл. выдвинул его кандидатуру на Нобелевскую премию мира, сказав: “Я не знаю никого, более достойного этой награды, чем этот тихий монах из Вьетнама”.
Сегодня я хочу поделиться с вами некоторыми его словами, относящимися ко всем людям на земле, вне зависимости от их религиозной или политической принадлежности.

  • Donovan - Someone Singing

Тик Ньят Хань учит медитировать.
Он говорит: “Медитировать - это значит обращать всё свое внимание. Это не значит убегать от жизни. Наоборот, это нужно заглянуть глубоко в самого себя и увидеть положение, в котором ты находишься. В медитации есть два аспекта. Один - это остановиться (на санскрите “шаматха”). Мы всю жизнь бежим за чем-нибудь, преследуем свою идею счастья. Остановиться - это значит перестать бежать, перестать находиться в прошлом или будущем, вернуться домой, в “сейчас”, в тот единственный момент, когда что-то происходит, в момент в котором мы живём.
Второй аспект - это взглянуть глубоко (“випасьяна” на санскрите). Увидеть и понять, как всё есть на самом деле. Понимание - это великий дар. И настоящая медитация - это жить, осознавая себя и всё вокруг. Ключ здесь - осознание. Есть одна вещь, без которой нас сложно назвать по-настоящему живыми людьми, но о которой, тем не менее, мы, как правило, всегда забываем. Это то, что называется “mindfulness” - внимательность или осознанность - умение обращать внимание на происходящее”.

  • Johann Sebastian Bach - French Suite No. 5 In G Major: Sarabande

Для начала нужно начать обращать внимание на то, как мы дышим. Когда мы начинаем практиковать осознанное дыхание, мы видим, что наше дыхание далеко не всегда спокойно и мирно. Это происходит из-за напряжений в теле, из-за печали, из-за забот ума. Мы концентрируемся только на дыхании, и оно становится глубже, спокойнее и состояние напряжения начинает рассеиваться.
Есть три упражнения.
Первое - это осознать вдох как вдох и выдох как выдох.
Второе - обратить внимание на длину вдоха и выдоха.
Третье - перенести всё внимание на дыхание.
Мы просто наблюдаем свое дыхание. Мы не заставляем его быть таким или сяким. Мы позволяем ему быть естественным. И тогда оно само становится глубже, медленнее и спокойнее.
Мы говорим про себя:
“Я вдыхаю. Я знаю, что я вдыхаю.
Я выдыхаю. Я знаю, что я выдыхаю”.

  • Sri Chinmoy - Flute Music (9)

У большинства из нас жизнь расписана, и каждый день заполнен делами. Но бывает ли в нашем календаре достаточно ленивых дней?
Ленивый день - это день, когда мы не планируем никаких дел. Мы просто позволяем своему дню разворачиваться естественно, без спешки, вне времени. В такой день мы даём себе возможность восстановить равновесие в себе. Когда у нас нет дел, мы начинаем скучать, искать, чем себя занять.
Ленивый день - это возможность тренировать себя не бояться ничего не делать. Вам может показаться, что ничего не делать - это пустая трата времени. Но это не так. Ваше время в первую очередь даётся, чтобы просто быть - быть живым, быть в мире.

  • Hemanta Mukherjee - Jadi Tare Nai Chini Go

“Большинство людей никогда находится здесь и сейчас. Их сознание занято заботами, страхами, гневом и сожалениями, но они этого не осознают. Такое состояние бытия называется забывчивостью - физически вы здесь, но мысленно в другом месте. Вы либо застряли в прошлом, либо ваши мысли обращены в будущее, а здесь и сейчас вас нет.
Понятием, противоположным забывчивости, является осознанность. Осознанность - это когда вы действительно находитесь здесь и сейчас. Практика осознанности должна приносить удовольствие. Её не нужно воспринимать, как работу, прилагать усилия здесь не нужно.
Прилагаете ли вы усилия для того, чтобы сделать вдох? Нет. Чтобы сделать вдох, вы просто вдыхаете. Предположим, вы находитесь с группой людей, которые смотрят на прекрасный закат. Разве нужно прилагать усилия для того, чтобы насладиться закатом? Нет, вы просто смотрите и наслаждаетесь закатом.
То же самое происходит с вашим дыханием. Позвольте вашему дыханию происходить. Осознайте это и наслаждайтесь”.

  • George Frideric Handel - Organ Concerto In A Major (HWV 307): Ouverture

Помимо дыхания, Тик Ньят Хань обращает наше внимание на то, как мы ходим:
“Речь идет о практике медитации во время ходьбы. Такая практика может принести радость и покой. Делайте короткие шаги при полном расслаблении; медленно идите с улыбкой на губах, открыв своё сердце для переживания покоя. Все печали и беды могут отпасть, когда вы так идёте. Чтобы обладать спокойствием ума, учитесь ходить таким образом.
В своей повседневной жизни мы обычно вынуждены двигаться вперёд. Нам надо спешить. Мы редко спрашиваем себя, куда же это мы должны торопиться. Когда вы практикуете медитацию при ходьбе, вы прогуливаетесь. У вас нет ни цели, ни направления. Цель медитации ходьбы - это сама медитация при ходьбе. Важно идти, а не прийти.
Медитация при ходьбе - это не средство достижения результата, это сам результат. Каждый шаг - это жизнь, каждый шаг - это покой и радость. Вот почему мы не должны спешить. Вот почему мы идём медленно. Кажется, что мы идем вперёд, но мы никуда не идём, нас не влечёт никакая цель. Поэтому мы улыбаемся, когда идём”.

  • Hoa Tau - Luu Thuy

Будь у меня сверхъестественная сила, я бы мог отправить вас в Чистую Землю Будды Амитабхи (или в Царство Божие, если вы христианин). Ух, как там всё было бы чудесно и чисто, какие прекрасные пейзажи. Но окажись вы там, каковы же были бы ваши шаги? Уверены вы, что следы ваших ног не несли бы отпечатки забот и горя, которые вы принесли из земной жизни? Если вы возьмёте с собой свои заботы и печали в Чистую Землю, то вы загрязните её, и она перестанет быть Чистой. Чтобы заслужить Чистую Землю, вы должны уметь делать спокойные, лишённые тревоги шаги прямо здесь. Мир, в котором мы живём, и есть Чистая Страна.

Уверен, что не оскорблю Будду или Бога, открыв вам одну тайну: если бы вы могли умиротворенно и бестревожно ходить по земле, то у вас не было бы никакой нужды отправляться в Чистую Землю. Для этого есть простая причина: и Самсара, и Чистая Земля происходят из Ума. Когда вы спокойны, радостны и свободны, Самсара преобразуется в Чистую Землю, и вам не надо никуда отправляться. В этом мире есть все чудеса любого Рая, любой Чистой Земли.

Только из-за пелены наших горестей и забот мы не всегда можем увидеть эти чудеса. Когда я уяснил, что и этот мир, и Чистая Страна происходят из Ума, я действительно стал очень счастлив. Удивительное чудо - ходить по земле непринуждённо, со спокойствием духа, в мире.

  • Linda Long - Music For Muscle And Bone

А вот такая история: однажды Будда в окружении своих учеников завтракал где-то в лесу под деревом. И видят они - идёт очень расстроенный крестьянин. Увидев компанию, он подбежал к ним и спросил: “Уважаемые монахи, вы не видели моих коров? Они все куда-то исчезли сегодня утром. Если не найдутся коровы, мне будет не на что жить, придется вешаться”.
Монахи сказали, что в этой стороне не встречали его коров, и крестьянин побрёл дальше искать своих коров. Будда же повернулся к монахами и сказал: “Мои дорогие монахи, как вам повезло. У вас нет коров, которые могли бы потеряться”.
У нас всех есть коровы, которые могут потеряться. И эта мысль не даёт нам жить в мире и покое. Корова означает что-то, от чего мы должны избавиться. Наше представление о счастье - это тоже корова. И именно из-за нашего представления о счастье мы не можем быть счастливыми.

  • Lama Khenno - Ultimate Guru Sadhana Of Simplicity

Когда вы сажаете салат, а он плохо растёт, вы не обвиняете салат. Вы ищите причину. Возможно, нужно больше удобрения или больше воды, или меньше солнца. Но вы не станете обвинять салат. Однако, когда возникают проблемы с людьми, с друзьями или с семьей, мы обвиняем другого человека.
Пора понять, что обвинение вообще не приносит положительных результатов, и бесполезно пытаться убеждать другого человека, используя аргументы и рассуждения. Ни обвинение, ни рассуждение, ни аргументы - только понимание. Если вы понимаете и вы можете показать, что понимаете, вы можете любить, и ситуация изменится.
Самый ценный дар, который мы можем предложить людям, - это наше присутствие. Когда наша осознанное присутствие обнимает тех, кого мы любим, они распускаются как цветы.

  • Deepak Khazanchi - Gajavadana Gananatha

Многие могут справедливо заметить - “я так загружен, что мне некогда копаться в прошлом и будущем, мне и так не хватает времени решить все задачи, которые мне нужно решить. Все эти ваши буддистские тексты как будто обращены к бездельникам, которым нечего делать, кроме как зависать в прошлом и будущем. Я и так здесь и сейчас, просто занят решением конкретных задач”.
Ничего не буду возражать. Вот только подумайте - едва ли всё, произносимое буддистами за две тысячи лет, было обращено к бездельникам. И едва ли мы первое поколение на земле, которое так занято. Думаю, что и до нас люди напряжённо решали свои задачи, и им не хватало 24 часов в сутки. Просто примерьте всё сказанное к себе - а вдруг что-то подойдёт?
Как говорит Тик Ньят Хань: “Каждое утро, когда мы просыпаемся, у нас есть двадцать четыре совершенно новых часа для жизни. Какой драгоценный дар. У нас есть потенциал прожить этот день таким образом, чтобы эти двадцать четыре часа принесли мир, радость и счастье нам и другим людям. Ходить по воде - это не чудо. Чудо - это ходить по Земле и ощущать себя живым здесь и сейчас. И улыбаться”.

Спасибо!

  • Kathmandu Music Center & Lama Ngodup Jungney - Prayers For Dharma Wangchuk: Lineage, The Founder Of Bamrom Tradition Of Kagyu