Запись эфира

Содержание

  1. Mudcrutch - Shady Grove
  2. Модест Мусоргский - Картинки с выставки: Promenade
  3. Cake - Frank Sinatra
  4. Jimmy Mullane, Christopher Fry, Arthur Toby - Brolga One
  5. Lei Qiang - The Menjiang Girl
  6. Gerry Mulligan Quartet - Lullaby Of The Leaves
  7. Flying Lizards - Money (That’s What I Want)
  8. Yusuf Islam - Evening: Salli ‘Ala Muhammad
  9. Jimmy Page & Robert Plant - When The World Was Young
  10. Jagjit Singh - Bazeecha-E-Atfal Hai

Здравствуйте!
Вот на прошлой неделе была мною произнесена громкая фраза, что европейская музыка постепенно утеряла силу. Но возникает естественный вопрос - о какой же силе идет речь? Что мы утеряли и нам мешает приобрести это вновь?

  • Mudcrutch - Shady Grove

В древних историях о воздействии музыки всегда описываются какие-то чудеса.
В книгах сказано: «в прежние времена когда музыкант пел днём ночную рагу, его постепенно окутывал ореол темноты - и этому было много свидетелей».
А от исполнения раги Дипак, например, происходило самовозгорание. Когда враги задумали уничтожить Тансена, они подговорили императора приказать ему петь рагу Дипак; с приказом императора не поспоришь, Тансен начал петь, и поначалу во дворце начали сами собой возгораться свечи, потом ткани, потом царедворцы, а потом - и сам певец. С интерсом пронаблюдав этот необычный концерт, император прервал опасное зрелище.

В число обязательных умений кельтских бардов (а они обучались ни много, ни мало - более двух десятков лет) - входили умения заставить людей плакать, смеяться, пускаться в пляс, засыпать и воевать - то есть они управляли психикой человека.

И мы с вами хорошо знаем, что древние китайцы приписывали строю музыки чудодейственную силу, от которой зависел мир или разруха в государстве.
Не говоря уже про рухнувшие от звука труб стены города Иерихона.

Можно, конечно, сказать, что все это - выдумки и детские сказки. Но ответ ли это?
Как замечал Фабр д’Оливэ: Правда, что современные симфонисты, не способные понять чудеса, описанные у древних, предпочитают их отрицать. Но отрицание - это не ответ; недостаточно сказать «этого нет», чтобы этого не было».

  • Модест Мусоргский - Картинки с выставки: Promenade

Откуда же у музыки такая сила?
Дело в том, что как музыка, так и все бытие представляет из себя сложную связь разнообразных колебаний, вибраций. Музыка - это упропщенная модель Вселенной. И связь между метафизическими принципами и физической реальностью ощущается в музыке сильнее, чем где бы то ни было. Поэтому древние справедливо считали музыку ключом ко всем наукам и искусствам - связующим звеном между метафизикой и физикой, с помощью которого можно понять универсальные законы и их применение.

«В древние времена музыка была чем-то большим, чем просто удовольствием для слуха: она была чем-то вроде алгебры, знание которой открыто только посвященным, но принципы которой действуют на всех людей. Именно это делает музыку одним из мощнейших инструментов морального образования, как Конфуций замечал задолго до Платона».

  • Cake - Frank Sinatra

Как индусы и греки, древние китайцы признавали, что музыка - это распознаваемое представление отношений, связывающих различные элементы бытия. Когда это представление является достаточно точным, его можно обратить на эти отношения и изменить ход событий.
«Музыка действует на Вселенную, небо и землю, и на все существа, находящиеся в ней».
Будучи выражением естественных гармоний, музыка - это перевод в доступный нам спектр сил и законов тонкого мира, которые являются частью Вселенной; таким образом, музыка не только исходит из Вселенной, но может и управлять ею.

  • Jimmy Mullane, Christopher Fry, Arthur Toby - Brolga One

Донг Жонгзу писал во II-м веке до н.э.:
«Жизненные духи человечества, настроенные в тональности неба и земли, выражают все колебания неба и земли, так же как несколько цитр, настроенных на один тон, начинают звучать, когда звучит этот тон.
Факт гармонии между землей, небом и людьми происходит не из-за их физического союза или результатов некоего действия: он происходит из-за того, что они настроены на один и тот же тон, и реагируют на вибрации в унисон.
Во Вселенной ничего не происходит случайно, нет никакой спонтанности; все влияет друг на друга, все в гармонии, аккорд отвечает на аккорд».

Именно поэтому правильно сыгранная музыка может действительно творить чудеса.

  • Lei Qiang - The Menjiang Girl

Древние индийцы - основоположники музыкальной науки - считали, что существует два подхода к музыке; первый из них - это применение к музыке универсальных законов бытия: такая музыка называется «марга (то есть «направленная») и она универсальна и неизменна; второй же подход - «дэзи ( то есть - «региональный»); он использует местные особенности, служит для развлечения и меняется от места к месту.

История европейской музыки - наглядный пример того, как на протяжении полутора тысяч лет первый подход вытеснялся вторым.

  • Gerry Mulligan Quartet - Lullaby Of The Leaves

Чем дальше европейская музыка отдалялась от своих корней; чем более она опиралась на нотную запись, тем более терялась её сила воздействия. И если в Средневековье музыка ещё имела сакральное значение и соизмерялась с ходом Вселенной (вспомним, что первая ласточка Ренессанса Джон Данстэйбл в первую очередь был математиком и астрологом, а уже во вторую - композитором), то с прошествием времени музыка все более становилась на коммерческие рельсы.

Но если Бах, сочиняя заказанную ему музыку, ещё посвящал её в первую очередь Богу, то для последующих композиторов это уже казалось смешным и старомодным, и музыка начала переходить в разряд явлений, попросту способствовавших правильному перевариванию пищи. А потом: дальше - больше, и музыка постепенно мутировала либо в разряд некоего приятного шумового фона, либо - как большая часть композиторской музыки XX-го века - превратилась в своего рода интеллектуальное упражнение, иногда даже и не предназначенное для прослушивания.

  • Flying Lizards - Money (That’s What I Want)

Но истинная музыка - как родник: закопаешь его в одном месте, а он пробъется в другом.
Европейская система нотной записи сначала обеднила музыку, а потом начала выхолащивать саму её суть; казалось, что устная передача от учителя к ученику, на которой всегда держалась культура, более не работает. Но тут наступил XX-й век и предложил новое оригинальное решение, которое раньше никому даже и не могло придти в голову.
Звукозапись.
Музыка сбросила с себя ярмо таких удобных и таких предательских нот, вышла из концертных залов и стала вдруг доступной любому человеку в любом конце мира. Естественно, это породило невероятное количество людей, захотевших заниматься этим чудесным делом. И музыка опять начала заннимать приличествующее ей место учителя жизни. Обмен музыкой разных культур обрушил иерихонские стены ветшавшей западной цивилизации, в жилах людей заиграла новая кровь. Регтайм, джаз, рок-н-ролл. Как говорил Лу Рид: «Мою жизнь спас рок-н-ролл»; и миллионы людей по всему миру могли с ним согласиться.

Новая музыка начала пробуждать людей к истинному взгляду на вещи.
Аристид Квинтиллиан писал: Работа музыканта состоит не столько в том, чтобы сравнивать одни звуки с другими, сколько в том, чтобы собрать и свести в мелодию то, что Природа скрывает в своем лоне».
Родник пробился в новом месте; и без знаний и умения, руководствуясь одной только страстью и интуицией, люди начали заниматься именно собиранием и сведением в мелодию, зачастуя вновь открывая древние и во многом забытые законы.

  • Yusuf Islam - Evening: Salli ‘Ala Muhammad

Однажды Джордж Харрисон метко заметил: «Элвис меня впечатлил, когда я был ребёнком, и впечатлил позже, когда мы встретились - но к нему нельзя зайти и спросить: «Хэй, Элвис, а что происходит у нас во Вселенной?

Вот с моей точки зрения, здесь и заключается коренной парадокс рок-н-ролла. Музыка, бесконечно увлекавшая нас в юности, действовала так сильно, что музыкантов стали считать практически полубогами. Недаром в эпоху популярности группы Cream Лондон был весь украшен граффити «Эрик - Бог».
Это не было рекламным трюком - впечатление, производимое на людей игрой Эрика Клэптона, заставляло людей действительно верить в божественность Эрика и многих его коллег. И - более того - многие из них сами ощущали необходимость подкрепить свои интуитивные музыкальные способности духовной теорией - поэтому так велико количестиво музыкантов, в какое-то время своей жизни занимавшихся духовными практиками разного толка. В них действительно возникало желание узнать, а что же происходит во вселенной и поделиться этим знанием с другими людьми.

По словам Рави Шанкара: «Наша традиция учит, что музыкальный звук и переживание музыки - ступени к самореализации». Другое дело, что популярные музыканты XX-го века слишком часто находились в положении, при котором самосовершенствование или самореализация никем не приветствовались, а зачастую просто высмеивались. Достаточно посмотреть, как на протяжении 30 лет пресс травила Джорджа Харрисона.
Но это, с другой стороны, естественная черта нашего мира. Так же обычно ведет себя и наше собственное «я».

И все равно при всем этом в хорошей музыке - то там, то здесь - вдруг слышны совершенно нездешние прекрасные ноты, как бы пришедшие из вышнего мира.

  • Jimmy Page & Robert Plant - When The World Was Young

Так что музыка прекрасна и важна в значительно большей степени, чем мы думаем.
И человек, с чистым сердцем, осознанно и преданно занимающийся ею, в итоге получает значительно больше, чем то, на что он поначалу рассчитывал. И тогда ему открывается новый, ещё более широкий путь. Недаром говорят, что вся Вселенная в своей сути - это бесконечная музыка. А если она часто кажется нам несовершенной, то - во-первых: как нам, с нашим несовершенным видением, судить происходящее вокруг? Сказано ведь «не суди, и не судим будешь».
А во-вторых - говорят, что «несовершенство существует в самой основе существования Мира, потому что, если бы мир был совершенным, он немедленно был бы вобран обратно в бесконечное совершенство». А музыка, как посредник между высшими и материальными мирами, постоянно дает нам возможность стать лучше самим, а - значит - улучшить тот мир, временными пассажирами которого мы все являемся.
И, как говарили джеддаи «Да пребудет с тобой Музыка».

  • Jagjit Singh - Bazeecha-E-Atfal Hai