Запись эфира

Содержание

  1. … - Sad Song
  2. Chieftains - Caílin Na Gruaige Doinne
  3. Lei Qiang - The Menjiang Girl
  4. Cao Jianguo, Li Xiangting & Zhu Runfu - Prelude Of Dance Music Of The Imperial Palace
  5. Cao Jifang & Sun Wenyan - Wang Zhaojun
  6. Matching Mole - God Song
  7. … - Yang Guan San Die
  8. China Broadcasting Traditional Orchestra - Colorful Clouds Chasing The Moon
  9. Lei Qiang - Night Song
  10. Brian Eno - Spirits Drifting
  11. Cao Xiaohong - Black Bamboo Tune

Здравствуйте!

Расскажу я сегодня вам такую историю.
Не так давно мне довелось оказаться в храме Конфуция в Пекине. Я сидел там вечерней порой, наслаждался покоем и умиротворением. И подумал: «Как странно, ведь сам Конфуций за всю свою жизнь никогда не испытывал ни покоя, ни умиротворения. Как же получилось, что в его храме его мечта сбылась?».
Вот о Конфуции мы с вами сегодня и поговорим.

  • … - Sad Song

Однако, начнем сначала.
Кто такой этот Конфуций, и почему ему уже больше двух тысяч лет поклоняются несчитанные миллионы жителей юго-восточной Азии?

  • Chieftains - Caílin Na Gruaige Doinne

Китай все-таки - удивительная страна.
Цивилизация там уходит корнями в глубочайшую древность, а вот идея единого живого Бога как-то не пришла им в голову. Вернее, когда-то в незапамятные времена было дело: они поклонялись небесному Духу-управителю Шанди, а потом как-то перешли к тому, что все идет, как идет, да и ладно.

В Китае - да и во всем регионе, где распространилась цивилизация китайского типа, то есть в Японии, Корее, Вьетнаме - поклоняются Богу как вездесущему и вечному, но безличностному началу: с которым не поговоришь и которому не пожалуешься.
Вместо это, как мы святым - в Китае разговаривают, жалуются и поклоняются разнообразным духам. Как пишет специалист: «К духам тут относятся как к своим непосредственным предкам. Одновременно, всякий старший в роду, даже ныне живущий, считается потенциальным претендентом на статус духа; в этом, в частности, причина огромного уважения к старшим, переростающего порой в мистическое поклонение».
На этой основе и создалась потрясающая по глубине и древности и удивительно устойчивая цивилизация.

  • Lei Qiang - The Menjiang Girl

Что же касается вопроса религии, то в Китае их с давних пор не одна, а целых три - даосизм, конфуцианство и китайский буддизм.
Ни один император никогда не пытался сделать Китай «страной одного учения», поскольку единственным реальным учением было учение предков - цзунцзяо. В самой структуре китайского языка заложена идея о том, что в прошлом были золотые времена и совершенные люди; поэтому и учение предков - истинное; знать бы - как, то просто вернулись бы к нему; да вот только люди теперь не те.

В некоторые эпохи правители могли уделять больше внимания тому или другому учению, но до XX-го века никто не пытался объявлять какое-то одно учение верным, а остальные ошибочными.
А император, как представитель духов, стоял над всеми философскими спорами.

  • Cao Jianguo, Li Xiangting & Zhu Runfu - Prelude Of Dance Music Of The Imperial Palace

Но все-таки есть одно - общее объединяющее начало, на котором стоит вся китайская цивилизация уже больше двух тысяч лет. Это - учение Конфуция.

Конфуцию поклоняются как предку-защитнику всей китайской нации. В начале XI-го века он был обожествлен, как «Старый наставник абсолютной мудрости». Его называют «символом китайской нации» и «Учителем Учителей».
Конфуцианство считается величайшим китайским философским и духовным наследием; но этого мало: это не просто наследие, это матрица национальной психики. Конфуцианство для китайца - это абсолютно все.
Именно следование учению Конфуция - это то, что отличает Китай от всех остальных стран.

  • Cao Jifang & Sun Wenyan - Wang Zhaojun

При этом совершенно удивительно, что при жизни Конфуций - или Кун-Цзы - при жизни совсем не пользовался ни успехом, ни поклонением.

Родился он в благородной, но обнищавшей семье за 500 с небольшим лет до нашей эры. Работал учетчиком стада, мелким клерком, хранителем книг; по ходу дела обзавелся семьей и сыном.
Есть указания, что он проходил обучение (может быть, даже учился у самого Лао-Цзы) и ещё в молодом возрасте стал признанным знатоком ритуала. Когда ему было 33 года, у него появились первые ученики; впоследствие их число достигло сотни.

В 53 года он возвысился до того, что стал министром юстиции в княжестве Лу. Но, как рассказывают хроники, соседнее княжество - Ци - боялось, что Лу станет слишком сильным. Чтобы саботировать реформы, правитель Ци послал князю Лу 100 великолепных коней и 80 прекрасных танцовщиц. Князь так увлекся дарами, что три дня вовсе не занимался государственными делами и пропустил жертвоприношение в храме Неба и Земли. Конфуций счел, что таким разгульным поведением князь нарушил связь с Небом. Он был так разочарован поведением правителя, что решил немедля оставить службу; однако, покинуть князя немедленно - означало бы привлечь внимание к его ошибке и унизить правителя, которому он служил. Так благородный муж поступить не мог. Конфуций дождался того, что правитель совершил какую-то другую - менее существенную - ошибку и только тогда оставил службу.

После этого Конфуций более десяти лет путешествовал с учениками по соседним царствам, излагая свое учение об идеальном устройстве государства, но никто из правителей к нему особо не прислушивался. В возрасте 68 лет Конфуций вернулся к себе на родину, и, окруженный верными учениками, занялся приведением в порядок древних книг.
В конце концов, разуверившись в справедливости и опечаленный смертью сына и ближайших учеников, Учитель покинул этот мир в возрасте 73 лет.

  • Matching Mole - God Song

Даже самый великий поток начинается с малого истока. После смерти Конфуций был в кругу семьи тихо оплакан родственниками и ближайшими учениками.
Но через двести лет после его смерти император приедет поклониться месту его рождения. ещё через триста лет Учителя Куна начнут награждать посмертными чинами - то есть, по сути дела он превращается в духа-покровителя Китая. ещё через двадцать лет открываются особые школы, где изучают его наставления. А в 1010 году император повелевает построить храмы Конфуция по всей стране.

Так неудачник-учитель Кун-Цзы стал предком-защитником всей китайской нации и определил её особенности на много веков вперёд.

  • … - Yang Guan San Die

Так чему же такому особенному он учил своих учеников и мечтал научить всех правителей? После смерти учителя ученики старательно собрали все, что они помнили из его высказываний. Получившаяся книга - «Лунь Юй» - единственное, что позволяет нам судить о его философии. Только, собственно, философии там никакой и нет.
Сам про себя Конфуций говорил, что он «ничего не изобретает, а только передает».

В отличие от многих своих коллег-философов, Кун-цзы в своих беседах совсем не возвышен, а максимально приземлен, практичен; все высокие рассуждения о ритуале он сводит к простым и повседневным вещам - к урожаю, болезням, приему пищи, правильному сну.
Ученики отмечали: «Учитель не говорил о чудесах, физической силе, хаосе и духах. Суждения Учителя о культуре ещё можно было услышать; но о природе человека и Пути Неба он не говорил никогда».

Великий Учитель тем и велик, что нигде не излагает своего учения - у него нет теории и предписаний. Он отказывается выступать ментором. Он просто говорит о вещах, которые - с его точки зрения - нужно было знать любому человеку.
Историк Сыма Цянь пишет: «Конфуций наставлял своих учеников в «Каноне Песнопений», «Каноне Истории», в ритуалах и музыке».
Говорят, что основная мысль Конфуция - это путем приобщения к гармонии и ритуалу восстановить утраченное равновесие; вернуть состояние гармонии с Небом, когда «правитель был правителем, а подданный - подданным». Но как же этого добиться?

  • China Broadcasting Traditional Orchestra - Colorful Clouds Chasing The Moon

Итак, миссия Конфуция - в воссоздании идеальной гармонии прошлого.
Идеальный человек по Конфуцию - это «цзюньцзы», благородный муж, который «без гнева строг», «безмятежен и спокоен» и логически противостоит «маленьким людям», которые не способны понимать и соблюдать ритуальную сторону жизни, испытывать человеколюбие, уважение к старшим, выполнять свой долг перед правителем.

Чтобы помочь своим ученикам приблизиться к правильному состоянию, Конфуций наставлял их в четырёх дисциплинах:

  1. «вень» (или «культура») - древние писания, с которыми благородному мужу нужно было сверять себя
  2. «поведение» - то, как должен поступать благородный муж в соответствие с древними писаниями
  3. «преданность» - преданность учению, учителям, государю (обеспечивающему условия, при которых передается учение)
  4. «вера» - искренность в следовании трем вышеперечисленным принципам.

Если усвоить, как следует, все эти четыре дисциплины, станешь благородным мужем и правильным поведением сравняешься с идеальными людьми прошлого. А глядя на тебя, и все остальные подтянутся; глядишь - и гармония в Поднебесной начнет понемногу восстанавливаться. Под воздействием этой идеи и сформировалась вся китайская культура.

  • Lei Qiang - Night Song

Но помимо теоретических наставлений, именно Конфуций считается основателем первой на Земле системы всеобщего бесплатного образования. Он открывал первые школы и говорил, что готов обучать практически бесплатно - «за кусок сухого мяса».

С Конфуция началось повсеместное образование, и - как итог его - необычайно устойчивая китайская государственная система, в которой государственнным чиновником мог стать любой человек, сдавший государственные экзамены. Менялись времена и династии, но система эта оставалась постоянной - и именно это привело Китай к небывалому и невероятно долгому расцвету.
Идеи Конфуция привели к тому, что образование не было привилегией высших классов. Учиться - и сдать государственные экзамены - и стать чиновником - мог любой человек во всем Китае.
Но чтобы сдать эти экзамены, нужно было овладеть огромным массивом культуры. Представьте себе, что для того, чтобы стать государственным служащим и занять выгодный и почетный пост, нужно изучить - помимо естественных дисциплин - каллиграфию, историю, литературу, знать на память многие сотни стихов, разбираться в живописи…

Такие условия необязательно «остановят прохиндеев», но довольно радикально уменьшат их число; ибо прохиндеем можно быть только от непонимания того, как устроена вселенная, а овладевание культурой - большой шаг к пониманию этого.

  • Brian Eno - Spirits Drifting

Культура вообще была основным понятием миропонимания Конфуция. А иллюстрацией мог бы служить один случай.
Во время странствий к Учителю далеко не везде относились с пониманием. Часто местные жители были прямо враждебны. И однажды в местечке под названием Куан Конфуция приняли по ошибке за какого-то местного головореза и (в очередной раз) пытались убить.
Ученики волновались. Учитель же невозмутимо сказал: «После смерти великого правителя династии Чжоу Вень-Вана я стал тем, кто несет в себе культуру. Если бы Небо действительно хотело уничтожить культуру, оно не наделило бы ею меня. А коли само Небо не уничтожило её, стоит ли бояться каких-то куанцев?».

Так что же это за «культура» такая? А это - та самая культура, которая служит средой для развития и существования нашей с вами души; а душа и есть орган связи с Небом; связи, без которой наша жизнь представляет из себя животное шевеление и ничего больше.

  • Cao Xiaohong - Black Bamboo Tune

Как-то раз ученики спросили Конфуция: чего он сам хотел бы от жизни? Учитель ответил: « Чтобы старики жили в покое, чтобы друзья были правдивыми, а младшие проявляли заботу о старших».
Вот и все. Очень просто.
Недаром высоко над алтарем его пекинского храма висит надпись: «Только слившись с Землей, можно познать Небо».

Чжу Си сказал: «Без Конфуция вся история стала бы беспросветной ночью».
Может быть, не все народы с этим сразу согласятся; но если тщательно все обдумать и перевести на свой лад, с правдой этого утверждения сложно спорить. Потому что говоря «Конфуций», мы имеем в виду естественный и истинный порядок вещей.

Не всегда Китаю удавалось следовать заповедям своего великого Учителя; и трагические эпизоды китайской истории за последние сотни лет, может быть, и были трагическими именно из-за этого.
Но когда я сидел в храме Конфуция, я увидел, что храм этот наполнен миром и покоем - а, значит, как-то, где-то, когда-то его учение все-таки приносит надлежащие плоды и - следовательно - оно верно. Именно этого мира и покоя я и желаю всем нам.

А за сегодняшнюю передачу я благодарен конфуцианцам всех времен и народов, а особенно - Роберту ван Гулику и Алексею Маслову.
А самое большое спасибо - как всегда вам, мои дорогие слушатели!