Запись эфира
Содержание
- Simon & Garfunkel - Cloudy
- Don McLean - And I Love You So
- Ludwig van Beethoven - Violin Sonata No. 9 («Kreutzer Sonata»): Adagio Sostenuto – Presto
- Donovan - Turquoise
- Robert Palmer - Honeymoon
- Paul McCartney - Summer’s Day Song
- John Lennon - Look At Me
- Ringo Starr - Six O’Clock
- Jacques Brel - La Valse À Mille Temps
- Bryan Ferry - As Time Goes By
- Bell X1 - Rocky Took A Lover
Здравствуйте!
Вот, наконец, она и пришла.
Сегодня - первый весенний Аэростат 2010 года. Что бы там не происходило вокруг - началась весна. Что бы ни говорили, что бы ни писали… И нет никого, кто бы этого не почувствовал. Потому что кровь не обмануть. Наши собственные тела говорят нам: «пришёл праздник».
Праздновать можно по-разному. Нам с вами сужден очевидный, но от этого не менее прекрасный вариант - праздновать с применением музыки. А музыка - мини-вселенная. И главной своей частью она воспевает жизнь - и все средства её продолжения.
Как говорил ещё Кит Ричардс: «В мире есть только одна песня и, вероятно, ещё Адам с Евой мурлыкали её друг другу; а все остальное - это просто её вариации».
Это так; и вариации этой песни бывают разные; бывают так, вариации, как вариации, хорошие , а бывают - что попадают в сердце, как стрела.
А вот великий русский писатель Лев Николаевич Толстой, видимо, не очень любил, когда в него попадали стрелы. Не жаловал ни Амура, ни Каму. Или, наоборот (как говорят некоторые исследователи) - слишком даже жаловал, но старался не афишировать этого факта.
Классик вообще-то был известен своим внимательным отношением к музыке. Порою он бывал внимателен до суровости.
Например, он подозревал современную ему музыку в извращении музыкальных требований. Он был уверен, что музыкальные вкусы уж не те, что раньше, и музыка превращается в «средство прельщать девиц».
А чтобы до конца разъяснить свое отношение к этому вопросу, Лев Николаевич написал повесть «Крейцерова Соната», где, по сути своей, призывал к беспощадной расправе как с прельстительной музыкой, так и с её слушательницами (а «Крейцерову Сонату» написал, заметьте, все-таки не кто-нибудь, а Людвиг ван Бетховен).
Бедные девицы, чьи вкусы и предпочтения явно расходились со взглядами Льва Николаевича, не стали никак ему возражать, вероятно - рассудив, что со временем и Толстой, хоть он и зеркало русской революции, но одумается и прекратит нападки.
Время показало, что правда была, как ни странно, на стороне девиц: классик ушёл в мир иной; а человечество спокойно продолжает существовать и прельщаться музыкой. И видеть в стрельбе интернациональных Амуров источник вдохновения и совершенной красоты.
Почему же все-таки так нервничал великий русский писатель?
Объяснение этому можно найти в новой школе мысли, появившейся и процветающей в нынешние времена.
Парадигма её, вкратце, заключается в том, что мужчины и женщины - это принципиально разные живые организмы, практически не имеющие между собой ничего общего и какое-либо понимание между ними категорически невозможно.
Мы уже упоминали несколько лет тому назад популярную книгу «Женщины - с Венеры, мужчины - с Марса». Вслед этой книге появились её продолжения, толкования, толкования толкований; появились психологические школы, обучающие мужчин общаться с женщинами, а женщин с мужчинами; словари, благодаря которым мужчины могут все-таки приблизительно понять, что же именно хотят сказать им женщины, а женщины - хоть как-то понять, что содержится за на первый взгляд понятными, а в действительности - непостижимыми словами мужчин; и даже философские школы, в доступной форме объясняющие нам, почему общение между настолько разными формами жизни все-таки неполноценно и по сути своей - невозможно.
И существует человечество, которое ничуть этим не заморачивается, а даже и радуется порою факту разделения самого себя на два равноценных пола. Потому что чувствует в этом источник прекрасного.
И вариации на песню Адама и Евы все-таки живы и остаются за пределами любой философии; нет никакой философии, которая может сравниться с жизнью; а музыка иногда - она и есть жизнь. А жизни без любви - не бывает. Как говорят: «Любовь - это не все, любовь - это гораздо большее…»
Или словами поэта И.И. Каммингса: «Пока ты не любишь, все лишено смысла». Да что тут поэты - вот и сам Эйнштейн, оказывается, отлично разбиравшийся не только в физике сказал: «Там, где есть любовь, там нет вопросов».
И это правда.
Если с пристрастием всмотреться в самого себя, станет очевидно, что стремление и необходимость любить кого-либо заложена в самих наших генах; быть любимым - это хорошо, но важнее - именно любить.
И когда я говорю «любить», я не имею в виду факт удовлетворения от обладания желаемым человеком, а радость оттого, что этот человек существует. Как говорил Шри Чинмой: «Я буду любить целый мир, но контролировать только самого себя».
И это относится к любой форме любви - романтической, материнской, любви к Богу.
Любовь не берет; она дает - потому что ей нечего взять; сам факт любви уже делает человека богаче всей Вселенной - потому что именно любовь и есть первичная природа всего бытия.
Но вернемся к романтической любви. Естественно, что такое безграничное явление происходит не все время и не со всеми.
Тем же, кто в данный момент не в списке пациентов этого Круглого Стола, остаётся только подшучивать. Тем более, что это прекрасное безумие щедро дает поводы для иронии - ведь мы иронизируем не над любовью, а над собственным психологическим устройством, так подробно освещаемым Ясным Светом. А мы - и на самом деле - бываем трогательно смешны в своей самовлюбленности.
Как ехидничал однажды обозреватель «Нью-Йоркера» с прекрасным именем Адам Гопник: «Выбирая из двух книг, мужчины обычно выбирают «Гамлета», потому что каждый мужчина видит себя принцем, лишенным королевства.
Женщины же всегда выбирают «Алису в Стране Чудес», потому что каждая женщина видит себя как единственное разумное создание среди безумцев, которые считают себя принцами, лишенными королевства».
Или: «Мужчина обычно влюбляется в женщину, которая задает ему такие вопросы, на которые он в состоянии ответить». Или: «Невозможно неожиданно поцеловать девушку; можно просто поцеловать её раньше, чем она думала».
Или: «Мужчины, которые относятся к женщинам, как к беспомощным и очаровательным игрушкам, заслуживают женщин, которые будут относиться к ним, как к восхитительным и учтивым ходячим банковским счетам».
Но, впрочем, как бы ни состязались остроумцы, к главной теме нашей передаче это не имеет отношения. Любовь их прощает. Потому что, как точно подметил один великий денди-естествоиспытатель: «Любовь прощает все грехи, кроме одного - греха против любви».
А можно это называть как-то по-другому, например - не любовь, а «вальс» - и разве что-то от этого изменится? Вот как поёт великий Жак Брель:
Все-таки невозможно не восхищаться непостижимо прекрасным устройством Вселенной. Изучай её, постигай, спорь о ней до хрипоты - она всегда больше любых наших о ней мыслей. Как сказано у Гёте:
Но у природы крепкие затворы.
То, что она желает скрыть в тени,
Таинственного своего покрова,
Не выманить винтами шестерни.
И, честно говоря, я ей за это благодарен.
О любви можно говорить без конца; но как бы это ни было увлекательно, все равно это немного самообман или кокетство.
От истины никуда не уйти; а истина, как замечал «учитель Европы» Сирен Кьеркегаар - в том, что «о самых высоких и прекрасных вещах в жизни нельзя ни увидеть, ни услышать, ни прочитать; но если хочешь, их можно прожить».
Так что имейте в виду. Весна началась. И теперь - все в ваших руках. Дерзайте. Желайте странного. Стремитесь к невозможному - и добъетесь неизвестного. вперёд, друзья мои.
И поздравляю вас с завтрашним 8 марта!