Запись эфира

Содержание

  1. Чиж и Разные Люди - В старинном городе О.
  2. Егор Летов - Про дурачка
  3. ЧайФ и Ансамбль “Изумруд” - Вольный Ветер
  4. Аукцыон - Дорога
  5. Адо - Я Хотел Бы Умереть Во Сне
  6. Максим Леонидов - Когда Я Сухой
  7. Nautilus Pompilius - Титаник
  8. Сплин - Бонни и Клайд
  9. Чиж и Разные Люди - Хочу Чаю

Здравствуйте!
Давно сказано, что “поэт в России - больше, чем поэт”. Хотя сказано это, наверное, просто от недооценки слова “поэт”.
Истинный поэт везде больше чем поэт. В миссию поэтов всегда входило уловление тайных, невидимых обычному человеку движений Вселенной и перенесение их в слова, чтобы каждый человек мог услышать и принять к сведению.
В древности поэт был по статусу равен священику и ученому и без его участия не решались даже военные конфликты. Эта функция - хотя мы и забыли про неё - продолжает оставаться в руках истинных о представителей поэтической профессии.

Так называемый “русский рок” - не исключение из этого правила. Как только - не без его участия - был изгнан “постылый демон совка”, владыки дум русского рока отбросили ненужные более западные украшения и электрогитары с барабанами зазвучали по-русски.

  • Чиж и Разные Люди - В старинном городе О.

Как только исчезла необходимость пугать обывателя рок-н-роллом, русские рокеры мгновенно перешли к темам, исконно занимавшим русскую интеллигенцию. А чтобы не быть голословным, позвольте мне обратиться к классической работе великого русского философа Николая Бердяева “Русская Идея”.

Вот, например: “Всю вторую половину века интеллигенции, настроенной революционно, пришлось вести почти героическое существование, и это страшно спутало её сознание, отвернуло его от многих сторон творческой жизни человека.
Народная стихия представлялась интеллигенции таинственной силой. Она противополагала себя народу, чувствовала свою вину перед народом и хотела служить ему. Тема “интеллигенция и народ” - чисто русская тема, мало понятная Западу”.

И часто эта самая русская интеллигенция с отчаянием и гневом вторила молодому Чаадаеву: “Глядя на нас, можно было бы сказать, что общий закон человечества отменен по отношению к нам.
Одинокие в мире, мы ничего не дали миру, не научили его; мы не внесли ни единой идеи в массу идей человеческих, ничем не содействовали прогрессу человеческого разума, и все, что нам досталось от этого разума, мы исказили.
Ныне мы составляем пробел в нравственном миропорядке”.

О том же пел и Егор Летов.

  • Егор Летов - Про дурачка

Но тема народа и интеллигенции - это только верхушка айсберга. Сбросивший с себя иго западных аккордов русский рок затрагивал все сколько-нибудь важные вопросы.

Вот, например, восточный вопрос. Известный философ XIX века Сергей Соловьёв пишет: “Восточный вопрос появился в истории с тех пор, как европейский человек осознал различие между Европою и Азиею, между европейским и азиатским духом.
Ожесточенная борьба проходила чрез всю европейскую историю, проходит с переменным счастием для борющихся сторон; то Европа, то Азия брала верх. Все одна великая борьба - все один Восточный вопрос.
Но разумеется, этот “восточный вопрос” имеет наибольшее значение для тех европейских стран, которые граничат с Азиею, которых борьба с нею составляет существенное содержание истории. С лишком шесть веков с начала основания Русского государства протекло для него в постоянной и тяжелой борьбе с азиатскими варварами”.

А лингвист и философ князь Николай Трубецкой добавляет: “Идеализация Руси и легендарного русского героизма укрепляла восстающее против иностранного ига национальное самолюбие”.

Слово в слово то же самое констатировала группы “ЧайФ”.

  • ЧайФ и Ансамбль “Изумруд” - Вольный Ветер

Разобравшись с восточным вопросом, вернемся к интеллигенции. И снова - Бердяев: “Русская интеллигенция есть совсем особое, лишь в России существующее, духовно-социальное образование.
Интеллигенция не есть социальный класс - она всегда была идеалистическим классом, классом людей, целиком увлеченных идеями и готовых во имя своих идей на тюрьму, каторгу и на казнь. Интеллигенция не могла у нас жить в настоящем, она жила в будущем, а иногда в прошедшем. Невозможность политической активности вела к исповеданию самых крайних социальных учений.
Раскол, отщепенство, скитальчество, невозможность примирения с настоящим - вот характёрные черты интеллигенции.
Тут сказывается глубинная православная основа русской души: уход из мира, во зле лежащего, аскеза, способность к жертве и перенесение мученичества. Она защищает себя нетерпимостью и резким разграничением себя с остальным миром.
Христиане не имеют здесь своего града, они взыскуют града грядущего. Это очень русская идея”.
Вот о ней и поют Леня Фёдоров и группа “Аукцыон”.

  • Аукцыон - Дорога

“Есть соответствие между необъятностью, безгранностью, бесконечностью русской земли и русской души, между географией физической и географией душевной.
В душе русского народа есть такая же необъятность, безгранность, устремленность в бесконечность как и в русской равнине.
Два противоположных начала легли в основу формаций русской души: природная, языческая дионисическая стихия и аскетически-монашеское православие. Можно открыть противоположные свойства в русском народе: деспотизм и анархизм; жестокость и мягкость; искание Бога и воинствующее безбожие; смирение и наглость; рабство и бунт.
Поэтому русскому народу трудно было овладеть огромными пространствами и оформить их. У него была огромная сила стихий и сравнительная слабость формы. Русский народ не был народом культуры по преимуществу, как народы Западной Европы, он был более народом откровений и вдохновений”.

Вот и “Адо” поёт о том же.

  • Адо - Я Хотел Бы Умереть Во Сне

ещё креститель русского государства князь Владимир замечал: “на Руси питие есть бытие”. Об этой грани русского духа Бердяев упоминал редко, но однажды все таки заметил: “У русского народа нет той любви к историческому величию, которым так пленены народы Запада. Народ, обладающий величайшим в мире государством, не любит государства и власти и устремлен к иному”.

Зато известный философ Владимир Соловьёв добавляет по существу:
“Отказаться от вина -
В этом страшная вина”.

Максим Леонидов, не желая удовлетворяться туманной теорией, как подлинный ученый, исследовал этот вопрос на своем личном примере.

  • Максим Леонидов - Когда Я Сухой

Но вернемся снова к Бердяеву: “Русский раскол - основное явление русской истории. На почве раскола образовались анархические течения. Уход из государства оправдывался тем, что в нем не было правды, торжествовал не Христос, а антихрист. Государство, царство кесаря, противоположно Царству Божьему, Царству Христову.
В основу раскола легло сомнение в том, что русское царство, Третий Рим, есть истинное православное царство. Раскольники почуяли измену в церкви и государстве, они перестали верить в святость иерархической власти в русском царстве. Сознание богооставленности царства было главным движущим мотивом раскола.
Раскол был уходом из истории, потому что историей овладел князь этого мира, антихрист, проникший на вершины церкви и государства. Православное царство уходит под землю. Истинное царство есть Град Китеж, находящийся под озером.
Истинное царство нужно искать в пространстве под землей, во времени - искать в грядущем, окрашенном апокалиптически”.

И “Наутилус” - как всегда гениально - сформулировал апокалиптику нашего времени.

  • Nautilus Pompilius - Титаник

Но даже апокалиптикой русская идея все равно не исчерпывается. Дело ещё глубже. Бердяев продолжает: “Русская интеллигенция всегда стремилась выработать себе миросозерцание, в котором правда-истина будет соединена с правдой-справедливостью. Она искала не только совершенных произведений философии, науки, искусства, она искала совершенной жизни.
Русские люди из народного, трудового слоя, даже когда они ушли от православия, продолжали искать Бога и Божьей правды, искать смысла жизни. Даже у тех русских, которые не имеют православной веры, остаётся в глубине души слой, сформированный православием.
Русская идея - эсхатологическая, обращенная к концу. Отсюда русский максимализм. Но в русском сознании идея конца света принимает форму стремления ко всеобщему спасению.
У русских моральное сознание очень отличается от морального сознания западных людей, это сознание более христианское. Русские моральные оценки определяются по отношению к человеку, а не к отвлеченным началам собственности, государства, не к отвлеченному добру.
У русских иное отношение к греху и преступлению, есть жалость к падшим, униженным, есть нелюбовь к величию. Русские люди любовь ставят выше справедливости”.

О том и поёт группа “Сплин”.

  • Сплин - Бонни и Клайд

Но достаточно на сегодня философии.
На самом деле эта передача для меня - повод признаться в любви и сказать “Спасибо” всем людям, которые писали и пели эти песни.
Всем и каждому из них я обязан лично, и в музыке, и в жизни: Славе Бутусову и Илье Кормильцеву, Чижу и всем “Разным Людям”, Саше Васильеву из “Сплина”, Максиму Леонидову, Егору Летову, Лене Федорову, Андрею Горохову из “Адо”, Володе Шахрину и “Чайфу”- да и многим и многим другим.

Спасибо вам.
А русская идея - нужно ли её формулировать? Может быть нужно не формулировать её, а взяться всем вместе и все-таки зажить по-человечески?

  • Чиж и Разные Люди - Хочу Чаю