Запись эфира

Содержание

  1. Ultravox - Dancing With Tears In My Eyes
  2. ABC - The Look Of Love (Part One)
  3. Classix Nouveaux - Because You’re Young
  4. Spandau Ballet - Chant No 1
  5. Dead Or Alive - You Spin Me Round (Like A Record)
  6. Visage - Fade To Grey
  7. Ultravox - Vienna
  8. Duran Duran - The Chauffeur
  9. Japan - Cantonese Boy
  10. Кино - Прогулка Романтика
  11. Ultravox - Hymn

Здравствуйте!
Сегодня человечество празднует Международный День Гор. Ну как же нам с вами не поговорить в такой день о чем-нибудь высоком, например, о героях? Особенно, если это - «последние герои»?

  • Ultravox - Dancing With Tears In My Eyes

Я вдруг заметил, что хотя о музыке 1980-х мы с вами говорили не раз, о главном течении этой эры мы едва упомянули. А именно оно - как это не парадоксально - сильно отразилось в том, что происходило у нас в Отечестве. Я говорю о «новых романтиках».
Чтобы сохранить хотя бы видимость объективности, заглянем сначала в Википедию. И вот, что там сказано: «Новые Романтики» - молодежное движение, процветавшее в первой половине 80-х годов XX века. Оно концентрировалось на моде и музыке и послужило популяризации электронных приемов музицирования».

Поначалу приверженцы его были известны как «дети блитца» (то есть бомбежки), «новые дэнди», «романтические бунтовщики», «панки-павлины», «футуристы» и «культ без имени»; в конце концов превозобладало название чисто газетное название «новые романтики». Этот набор имен ясно иллюстрирует характёрные черты этого направления. Они любовались собой, как павлины; бунтовали романтически бессмысленно; смотрели на окружающих, как на разбомбленные руины; прятались от настоящего в будущее и в прошлое - а в итоге очень точно это самое настоящее и определили. Совершеннейшая неестественность только оттеняла странность происходящего в реальном мире.

  • ABC - The Look Of Love (Part One)

В первую очередь «нового романтика» можно было узнать по невероятным одеждам. Исследователи пишут, что причудливые и фантастические одеяния новых романтиков возникли как реакция на серость и подчеркнутую неопрятность панков - из рядов которых, собственно, и вышли все до одного «новые романтики».
Но одежда была только отражением внутреннего мира - а внутренний мир был миром одновременно радости быть молодым и страдания этой самой молодости всегда положенных.

  • Classix Nouveaux - Because You’re Young

Началось все с прочной мужской дружбы. Как пишет Лесков в повести «Запечатленный Ангел»: «В пути шествующему человеку первое дело сопутник; с умным и добрым товарищем и холод и голод легче». Так оно и было. Жили-были в Лондоне два приятеля: Ржавый Иган и Стив Странный. Один играл в группе басиста Sex Pistols Глена Матлока, другой приехал из глубинки, у обоих в глазах горели звезды. И однажды они задумались - как достичь счастья в этой неперманентной жизни?

Известно, что наивысшее счастье на Земле - это делиться тем, что ты любишь, с другими людьми. А любили они музыку: музыку вызывающую, странную и при этом популярную. И как же этой музыкой делиться, если не в клубе? А если такого клуба нет, значит его нужно открыть. Прямо как в старинной песне:

«Да, наш город процветает,
Но в Одессе не хватает
Самой малости - театра Варьете».

И решили наши приятели открыть клуб, где играла бы только по настоящему модная музыка (вроде Bowie, Roxy Music, Kraftwerk и синтетического европейского диско). И впускать в этот клуб только «людей чудесных и странных».

  • Spandau Ballet - Chant No 1

И вскоре желаемое начало исполняться. Открытый Стивом и Расти Иганом клуб Blitz в газетах начали именовать «самым декадентским ночным клубом в мире». Может быть впервые в истории клубного дела политику заведения определяли люди, которым не было и двадцати лет; лозунгом клуба было «не верь тем, кто старше 25».
Чтобы попасть туда, кинозвезды и аристократия тайком записывались в очередь. Происходящее внутри напоминало смесь языческого ритуала с фильмом про захват земли пришельцами. Под индустриальные ритмы Крафтверка розовые роботы плясали и целовались с жертвами Дракулы. Очевидцы вспоминали: «нормальность там считалась грехом».

В раздевалке стоял переодетый монахиней будущая супер звезда Culture Club Бой Джордж (он принимал у клиентов одежду и матерился как извозчик), а сам Стив находился на дверях и осуществлял «фэйс-контроль», то есть пропускал в клуб только тех, кто с его точки зрения, не просто выглядел безумно, но ещё и «представлял из себя яркую индивидуальность».
Однажды ночью в клуб заявился сам Мик Джаггер - и, видимо, впервые в жизни получил от ворот поворот. Как гласит легенда, Стив, отказав Джаггеру во входе, достал откуда-то зеркало, поднес его к лицу Джаггера и сказал: «А Вы бы сами себя пустили?».
На следующий день о клубе Blitz написали все газеты Лондона.

  • Dead Or Alive - You Spin Me Round (Like A Record)

«Новые романтики» стали «тем, что происходит». Доказательство не заставило себя ждать - в новом видеоролике «Ashes To Ashes» в высшей степени чувствительный на новые веяния Дэвид Боуи запечатлел «романтиков» во всей красе, тем самым поставив королевскую печать одобрения: «Да, вот и это и есть то, что сегодня модно».
Следующим шагом было - самим начать создавать музыку. А поскольку Стив и до этого был на короткой ноге с большей частью тогдашнего музыкального бомонда, то создание своей музыки было только делом времени.

Вскоре группа была собрана, окрещена по модному таинственным французским словом Visage и отправилась в студию звукозаписи. Первый песня, выпущенная ими, канула в Лету без следа, зато вторая «Fade To Grey» стала Номером Один в половине стран мира.
Меланхолическое размышление на тему собственной обреченности попало в самую точку. «Мы выцветаем и сереем» шептал Стив Стрэндж и голос его летел над странами и континентами.

  • Visage - Fade To Grey

Но - видимо - самой музыкально могучей в среде «новых романтиков» была группа Ultravox. В своем первом воплощении группа были электронно-истерическим составом; их первоначальный лидер Джон Фокс декларировал, что мечтает быть машиной и торжественно и прилюдно клялся прожить «жизнь без чувств». Звучали они непривычно, но особой любви у слушателей не вызывали. От недостатка внимания группа начала увядать.
Вскоре Фокс ушёл «жить без чувств» сам по себе, а свято место занял более чувствительный, сентиментальный, и при этом - совершенно незаурядный мелодист Мидж Юр. Познакомились ультравоксовцы с Миджем на записи альбома Visage - и понравились друг другу. Мидж встал у руля, и под его водительством группа воскресла и записала альбом «Вена» - один из самых показательных альбомов 1980-х годов.

Электроника оставалась главным элементом их звука, но добавилась грандиозность и мелодика. Следующие пять лет Ultravox стал звездой и сделал ново-романтическую музыку всеобщим достоянием.
Что правда, то правда - настроение времени они описывали точно и это настроение не зависело от географии и политики. Образ обреченного героя, ведущего безнадежную, но душераздирающую красивую борьбу с чудовищем-обществом, душащим все порывы человеческой души к красоте, был одинаково близок на всех меридианах и параллелях. И как подтверждение этому басист Ultravox Крис Кросс приехал в Петербург и принял участие в курехинской «Поп-Механике». А песня «Вена», сделавшая Ultravox общественно известным именем, так и осталась одним из главных элементов той эпохи.

  • Ultravox - Vienna

ЕслиUltravox были пульсом новой музыки, то лицом её были молодые люди из Бирмингема Duran Duran. Они репетировали в клубе, владельцы которого позволяли им работать в клубе в свободное от репетиции время. Вскоре владельцы бросили свой клуб и стали менеджерами группы, и все переехали в Лондон.
Помимо музыки, которая была вполне на уровне, Duran Duran (назвавшиеся так в честь злодея из комиксов про Барбареллу) работали над своим образом, и не просто работали, а привлекали к этому моднейших дизайнеров - и вскоре стали так ослепительно красивы и элегантны, что застужили титул «самых красивых ребят рок-н-ролла». Этому обстоятельству помогали и с претензией на шикарный декаданс сделанные дорогие видеоролики для только-только нарождавшегося MTV, звездами которого они не замедлили стать. Но модность их и на этом не кончалась - применяя развитые в клубе DJ-ские навыки, они первые начали делать ремиксы на собственные песни.

Их принято считать музыкальными легковесами, однако, с моей точки зрения, это очень и очень большая ошибка. У них бывали совершенно гениальные песни.

  • Duran Duran - The Chauffeur

Впрочем, о чем это я? К рядам «новых романтиков» была причислена ещё одна невероятная группа. Она называлась Japan («Япония»). Коллектив начал существовать, когда все его участники ещё учились вместе в школе в южном Лондоне; и начали они играть вместе - по их словам - просто чтобы дать выход своей энергии.
За четыре года своего существования (1978-91) Japan записали пять альбомов и заработали репутацию одной из самых передовых групп в мире. И по сей день почти все её участники находятся в авангарде современной музыки. А альбом «Tin Drum» специалисты считают одним из важнейших альбомов десятилетия.

  • Japan - Cantonese Boy

Начавшись в Лондоне, это движение быстро охватило весь мир. Во Франции, например, знамя «футуризма» несла группа «Индокитай». В России лучшими представителями «детей советского блитца» были группы «Наутилус» и «Кино». В чем же причина такого обхвата?

Может быть, как говорил один знающий человек: «песни уже наполняют пространство, вопрос только в том, кто первый их сорвет с дерева»; такое ощущение, что эта музыка уже существовала где-то и при первой же возможности воплотилась - и подействовала она не только на остров под названием Альбион, но и на весь мир. Я хорошо помню, сколько времени мы проводили с Цоем и Курехиным, прослушивая музыки новых романтиков - от Боя Джорджа до Ultravox и Japan: и как пытались подручными средствами воспроизвести эффекты их электроники.
И ведь сработало. Через музыку «Кино» вкус нового романтизма стал знаком всем обитателям нашей страны, и уже не одно поколение может засвидетельствовать его насущность.

  • Кино - Прогулка Романтика

Как тут не согласиться с Бобом Диланом: «все мы - только звенья в цепи; никто не важен сам по себе - важна преемственность». Спасибо за это.

  • Ultravox - Hymn