Запись эфира

Содержание

  1. Espen Eriksen Trio - Dusk Of Dawn
  2. Tord Gustavsen Quartet - Prelude
  3. Mats Eilertsen - Embrace
  4. Håkon Kornstad - Damascus
  5. Esbjörn Svensson Trio - Tuesday Wonderland
  6. Stoner + Forss + Borg - För Världen
  7. Mats Eilertsen - Splendour

Здравствуйте!
Бывают такие удивительные события, благодаря которым вдруг пускаешься в дорогу, шагаешь причудливой, извилистой и узкой тропкой, надеясь, что обнаружишь что-то, что может оказаться интересным - и вдруг перед тобой открывается новая Вселенная. Так случилось и со мной.

  • Espen Eriksen Trio - Dusk Of Dawn

Существует такое замечательное явление природы - скандинавский джаз. Питер Маргасак с сайта eMusic.com пишет: “Американцы часто демонстрировали антипатию к европейскому джазу, уж слишком часто исходя из предположения, что только янки могут правильно играть джаз; поэтому с течением времени скандинавские музыканты выработали свой собственный звук, не зависящий от мнения с той стороны Атлантики. Найти свой собственный, ни на кого не похожий голос - всегда было самой существенной частью играния джаза; но в Европе эта цель выглядит ещё более важной.
Теперешнее поколение скандинавских импровизаторов часто имеет университетское образование, но в отличие от американских школ, которые обычно очень дидактично относятся к тому, как играть джаз, образование в Скандинавии значительно более открытое и универсальное; фолк, поп и классическая музыка являются рутинными частями образования. Как результат - новые музыканты, хорошо знающие много разных стилей. И их музыка отражает это, смешивая разные влияния и жанры не ради смешивания, а как путь для создания чего-то нового”.

  • Tord Gustavsen Quartet - Prelude

“Что бы ни говорили по этому поводу сами скандинавы - говорит Фиона Токингтон, специалист по этой музыке - меня завораживает их сдержанность в музыке. В ней есть смирение”. Это хорошо слышно в музыке норвежского контрабасиста Матса Эйлертсена. А что по поводу смирения - то попробуйте поискать в интернете его интервью - и столкнетесь с тем, что интевью большинства скандинавских музыкантов просто нет. Они предоставляют музыке говорить за себя; и музыке этой - на мой взгляд - есть, что сказать. Она наполнена солнцем и удивительной чистой энергией.

  • Mats Eilertsen - Embrace

И отсутствие желания говорить с прессой, как-то рекламировать себя, рассказыавать о себе - в принципе, как мне кажется, свойственно скандинавам - по крайней мере тем, которых я знаю.
Вообще, Скандинавия - особый край. По традиции определяемая, как северные земли, где находятся Швеция, Норвегия и Дания (иногда к ним подключанет ещё Финляндию и Исландию), Скандинавия всегда имела особый характёр. Некоторые учёные считают, что название Скандинавия означает “опасная земля”. Каковой она себя в истории и зарекомендовала: Скандинавия была родиной викингов, которые оставили свои следы по всей Европе.
Да что далеко ходить - история древней Руси (по версии “Повести Временных Лет”) начинается с того, что русичи, не умея править собой, призвали на правление викинга Рюрика. Так что северяне нам не случайные джентльмены, а во многом близкие люди.
Поэтому и в музыке их мы можем услышать иногда что-то совсем свое.

  • Håkon Kornstad - Damascus

Это была музыка саксофониста Хакона Корнштада.
А вот - совершенно упоительное произведение одного из самых успешных в XXI веке джазовых музыкантов не только Скандинавии, но и всей Европы - пианиста Эсбьорна Свенссона. Когда я слушаю игру скандинавских пианистов, я все время ловил себя на том, что их игра мне что-то очень напоминает; и лишь недавно меня осенило - да это же похоже на Кита Эмерсона, который до сих пор является одним из моих любимых пианистов за сочетание безупречной техники, великолепного вкуса, силы и страсти.
Эмерсон… подумал я. Эмер-сон, сын Эмер… неужели он тоже скандинав? По имени очень даже может быть. Как бы то ни было, с тех пор, как я начал слушать скандинавский джаз, отличной музыки в моей жизни точно прибыло.

  • Esbjörn Svensson Trio - Tuesday Wonderland

А что до скандинавской неохоты идти в масс-медиа и рекламировать себя - то не они одни считают, что так делать не резонно. Вот послушайте, что писал по этому поводу один великий поэт:

Горн свой раздуй на горе, в пустынном месте над морем
Человеческих множеств, чтоб голос стихии широко
Душу крылил и качал, междометья людей заглушая.

Остерегайся друзей, ученичества шума и славы.
Ученики развинтят и вывихнут мысли и строфы.
Только противник в борьбе может быть истинным другом.

Слава тебя прикует к глыбам твоих же творений.
Солнце мертвых - живым - она намогильный камень.

Будь один против всех: молчаливый, тихий и твердый.
Воля утеса ломает развернутый натиск прибоя.
Власть затаенной мечты покрывает смятение множеств.

Если тебя невзначай современники встретят успехом -
Знай, что из них никто твоей не осмыслил правды.
Правду оплатят тебе клеветой, ругательством, камнем.

В дни, когда Справедливость ослепшая меч обнажает,
В дни, когда спазмы Любви выворачивают народы,
В дни, когда пулемет вещает о сущности братства,-

Верь в человека. Толпы не уважай и не бойся.
В каждом разбойнике чти распятого в безднах Бога.

  • Stoner + Forss + Borg - För Världen

Так что спасибо за Скандинавию - родину не только викингов и троллей, но ещё и музыки, которая говорит сама за себя.

  • Mats Eilertsen - Splendour