Запись эфира

Содержание

  1. Little Richard - Keep A Knockin’
  2. Little Richard - Bama Lama Bama Loo
  3. Little Richard - True, Fine Mama
  4. Little Richard - Rip It Up
  5. Little Richard - Ready Teddy
  6. Little Richard - Tutti Frutti
  7. Little Richard - Long Tall Sally
  8. Little Richard - Slippin’ And Slidin’
  9. Little Richard - The Girl Can’t Help It
  10. Little Richard - Search Me Lord
  11. Little Richard - Certainly Lord
  12. Little Richard - Lucille
  13. Little Richard - Ooh! My Soul
  14. Little Richard - Baby Don’t You Tear My Clothes
  15. Little Richard - I’ll Never Let You Go (Boo Hoo Hoo Hoo)

Здравствуйте!
Великий мастер слова Иосиф Бродский заметил однажды: «книга является средством перемещения в пространстве опыта со скоростью переворачиваемой страницы».
Но ведь не только книги позволяют нам перемещаться в этом пространстве; иногда в этом помогает нам и музыка; и порою скорость перемещения значительно превышает «скорость переворачиваемых страниц».

Сегодня я хочу рассказать вам про человека по имени Ричард Пенниман, более известного под именем Литтл Ричарда - Маленького Ричарда или как его назвали бы проницательно зрящие в самую суть митьки - Ричардушки.

  • Little Richard - Keep A Knockin’

Литтл Ричарда называют «Королем рок-н-ролла». Это пошло ещё с тех пор, когда в середине 1950-х он выступал в концертных солянках, и все отказывались играть после него. И легко понять почему. Просто послушайте.

  • Little Richard - Bama Lama Bama Loo

А началось все это вот так. 5 декабря 1932 года в городе Мэйсоне штат Джорджия в многодетной семье Пенниманов родился мальчик, и его назвали Ричард.
Семья была бедная, но очень разносторонняя. Мать была проповедницей, отец церковным дьяконом, но с широким кругом интересов - в свободное от церкви время он торговал самогоном и содержал ночной клуб. Сын вобрал в себя все лучшее с обеих сторон своей семьи.

  • Little Richard - True, Fine Mama

Ричард пел в церкви с ранних лет. Он вспоминает, что тогда в бедной округе, где они жили, пели практически все: «пели, чтобы забыть про чудовищную нищету, пели, чтобы чувствовать свою связь с Богом».
Пел и он; а голос и энергия его было таковы, что он все время пытался петь выше всех остальных, и вопил так громко, что заслужил прозвище «Боевой Ястреб».
Знаменитый в церковных кругах как «Молния Среднего Запада» благодаря феноменальному голосу и силе пения, певец Брат Джо Мэй, услышал его и убедил стать священником. На то Ричард и начал учиться.
Но все шло непросто; когда Ричарду не было ещё и 16 лет, отец за чрезмерно легкое поведение выгнал его из дома. Чтобы не умереть с голода, Ричард поступил в бродячий цирк.

  • Little Richard - Rip It Up

Вернее, не бродячий цирк, а значительно более интересное учреждение. Когда в Европе в самом раннем Средневековье были запрещены театры и цирки, появилось популярное передвижное развлечение, называемое «медицинское шоу», где между лотками, продававшими разные удивительные лекарства, исцеляющие все на свете, в промежутках между продажей лекарств выступали музыканты и жонглеров. В Америке это достойное развлечение было крайне популярно с начала XIX века по 70-е годы XX-го.
В обязательную программу таких шоу, помимо продажи «змеиного масла» и других снадобий, исцеляющих все на свете, как правило входили «галерея уродов, блошиный цирк, музыка и юмор». Персонажи, само собой, там собирались колоритные, и было у кого поучиться, перенять жизненный опыт. Там-то Маленький Ричард и исполнил первую не церковную песню в своей жизни.

  • Little Richard - Ready Teddy

Ритм-н-блюз в его семье - как и во многих семьях черного Юга - считался «музыкой дьявола». Добропорядочные люди просто слышать о нем не хотели - но Ричард любил петь и не умел делать ничего другого, а церковным пением на жизнь было не заработать; тем более, что вскоре его отца убили, и Ричард оказался кормильцем всей своей семьи (а у него было 11 братьев и сестер).
И взялся за дело всерьёз; стал играть на пианино, у одного научился одному, у другого другому - и вскоре начал становиться звездой того, что называется Chitlin’ Circuit - то есть такого «Всеамериканского Негрконцерта», концертных залов, предназначенных исключительно для черного населения.
В 18 лет у него была своя группа, в 20 он начал записываться в студии; в 21 он записал песню «Тутти Фрутти», мгновенно сделавшую его звездой мирового масштаба.

  • Little Richard - Tutti Frutti

«Тутти Фрутти» не была похоже ни на что, что существовало до этого. Одна поэзия чего стоит. В эти две с половиной минуты вместилось «все, изученное Ричардом в жизни - страсть госпела, бесшабашность его странных друзей из медицинских шоу, наглость зазывал, огонь и драйв ритм-н-блюза». И это было как раз то, что нужно.

Как писали критики: «если музыка Чака Берри, Билла Хэйли и Элвиса угрожали статус-кво американского общества, то пение Литтл Ричарда было революцией в самом разгаре».

  • Little Richard - Long Tall Sally

При этом Литтл Ричард был первым, кто начал использовать современные приемы освещения сцены, которые он почерпнул на ярмарках. Эффект на публику был гипнотический. Люди прыгали с балконов и рвались на сцену, чтобы разорвать певца на сувениры, женщины снимали с себя и кидали на сцену белье.
В течении двух лет от крохотных залов Литтл Ричард перешел к стадионным концертам. И новые песни все продолжали появляться - менее чем за три года Литтл Ричард записал 18 песен, ставших общенародными хитами.

  • Little Richard - Slippin’ And Slidin’

И ещё один удивительный эффект музыки Литтл Ричарда - и последующего рок-н-ролла: в то время черные и белые были разделены стеной покруче Железного Занавеса; на концерты, куда ходили белые, черные придти не могли, а на концертах черной музыки белым не было места. Но на концерты Литл Ричарда ломились и черные, и белые, что - вообще говоря было - неслыханно.
Конечно, поначалу они были разделены: белые в партере, черные на балконе. Однако к концу концерта все спускались вниз, пускались в пляс, и начиналось светопреставление, где цвет кожи был уже неважен. Так рок-н-ролл победил расизм.

  • Little Richard - The Girl Can’t Help It

А потом случилось неожиданное. На самом пике своей карьеры Литл Ричард ушёл из рок-н-ролла. И как ни странно, не обошлось без Советского Союза. Однажды в октябре 1957 года Ричард играл концерт под открытым небом города Сиднея для 40000 человек - поднял голову и увидел летящий в небе красный огонь. Это был спутник: тот самый, первый, благодаря которому слово «спутник» появилось в английском языке. Но для Литтл Ричарда это был знак того, что скоро конец света. Как он рассказывал потом: «Это потрясло меня до глубины души. Я встал от пианино и сказал: «Все. Я ухожу. Я покидаю шоу-бизнес и возвращаюсь к Богу».

И, действительно, ушёл. Прервал гастроли и улетел домой на 10 день раньше. Одна жутковатая и может быть совсем не случайная деталь - самолёт, на котором он должен был бы лететь, если бы продолжал гастроли, разбился. В катастрофе никто не выжил.
А Ричард остался жив и пошёл учиться богословию. И естественно, как положено священнику, продолжал петь; но уже немножко по-другому.

  • Little Richard - Search Me Lord

Но и на поприще духовной музыки он оказался и востребован, и любим. Его собственный кумир, великая «госпел» певица Махалия Джексон, щедро хвалила его, а продюсер Куинси Джонс, известный, помимо всего остального, работой с Майклом Джексоном, рассказsdал, что из всех людей, с которыми он когда-либо работал в студии, Литтл Ричард впечатлил его сильнее всего.
И даже когда Литл Ричард пел высокодуховные гимны, не узнать его было невозможно.

  • Little Richard - Certainly Lord

А потом было много чего. В 1962 году он вернулся на сцену на гастроли по Англии с твердым намерением петь только духовные гимны; но был принят довольно сдержанно. После него на сцену вышел великий Сэм Кук, и зал повскакивал с мест и устроил бурную овацию. Этого Ричард вынести не мог. За сценой он быстро показал своим аккопаниаторам, что нужно играть, выскочил на сцену, подбежал к пианино и, как в старые добрые времена, заорал: «А Воп Баба Луба»… Зал взорвался. Литтл Ричард вернулся в рок-н-ролл.

  • Little Richard - Lucille

И много чего продолжало происходить потом. Литтл Ричард приходил в рок-н-ролл, потом снова уходил и снова возвращался. Он учил петь Битлз, воспитывал молодого Джими Хендрикса - а потом уволил его, когда Джими стал привлекать к себе слишком много внимания, потому что звездой на сцене мог быть только один человек - Литтл Ричард.

  • Little Richard - Ooh! My Soul

И - вопреки всем злопыхателям - Литтл Ричард, которому уже за 80, продолжает быть звездой и по сей день. После прошлогоднего концерта журнал Роллинг Стоун написал, что Ричард «все ещё полон огня, все ещё мастер-шоумен первого класса, и голос его полон силы».

  • Little Richard - Baby Don’t You Tear My Clothes

Tempora mutantur et nos mutamur in illes. Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними. Но сколько бы ни проходило времени, звуки, производимые Маленьким Ричардом Пенниманом, остаются одними из самых зажигательных на свете.

Недаром замечал Дионисий Галикарнасский: «В разнообразии перемен красота остаётся вечно новой». И слава Богу! Спасибо!

  • Little Richard - I’ll Never Let You Go (Boo Hoo Hoo Hoo)