Запись эфира

Содержание

  1. Carl Ditters von Dittersdorf - Concerto For Oboe And Orchestra In G Major: Maestoso
  2. Ustad Bismillah Khan - Dhun
  3. Djivan Gasparyan - Tonight
  4. Johann Hermann Schein - Banchetto musicale No.22: Padouana à 4
  5. George Frideric Handel - Oboe Concerto No. 3 In G Minor: Sarabande (Largo)
  6. Tanita Tikaram - Twist In My Sobriety
  7. Oregon - Cane Fields
  8. БГ - Никита Рязанский
  9. Van Morrison - Got To Go Back
  10. Johann Sebastian Bach - Oboe Concerto In A Major (BWV 1055): Allegro ma non tanto

Здравствуйте!
Как сказал однажды поэт:

«Стихи и проза, лед и пламень,
Не так различны меж собой,
Как гобой»

И как мне кажется, именно об этом и пора повести сегодня речь.

  • Carl Ditters von Dittersdorf - Concerto For Oboe And Orchestra In G Major: Maestoso

Гобой - это не только один из самых красивых инструментов симфонического оркестра, он ещё и один из древнейших музыкальных инструментов на земле. В шумерском царстве дельты реки Евфрат был найден прототип современного гобоя - ему почти пять тысяч лет. В Древнем Египте был очень похожий на гобой инструмент «мизмар», в древней Греции - «авлос», в древнем Риме и у этрусков он назывался «тибия», у арабов «замр». А в Месопотамии его попросту называли «свирелью скорби» - уж слишком хорошо он передавал скорбь и печаль.

Само слово «гобой» обозначает в переводе со средневекового французского «высокое дерево». Да и теперь у гобоя полным-полно родственников по всей земле: в Японии это хитирики, сона и гуань в Китае, в Индии - шеннай.

  • Ustad Bismillah Khan - Dhun

В Средней же Азии двоюродная сестра гобоя называется зурна, а двоюродный брат, известный вам - дудук.

  • Djivan Gasparyan - Tonight

В Европе гобой известен тоже с незапамятных времен. А поскольку звукозаписи в незапамятные времена не было, то историю можно восстановить по сохранившимся картинкам: и заметно, что начиная с XII века, изображения гобоя все чаще появляются на гобеленах, книжных иллюстациях, картинах. Глядя на картинки, не так уж сложно проследить - что же с гобоем происходило.
В эпоху Ренессанса он был довольно большим и громоздким и назывался «шалмей» (или - по-английски - «shaum») . От него произошли крумхорны, итальянские чиарамеллы и пиффери, испанские дульсаины и грайли, французские бомбарды и «гобои Пуату». Шалмеи часто объединялись в ансамбли, тогда называвшиеся «консортами». Вот, к примеру, как - судя по всему - звучал консорт крумхорнов.

  • Johann Hermann Schein - Banchetto musicale No.22: Padouana à 4

Шалмеи, крумхорны и их родственники играли повсюду: «гобои Пуату» на дворцовых вечеринках Людовика XIV, мюзетты (гобои высокого регистра) - на крестьянских танцах. В середине XVII веке крупнейшие французские музыкальные мастера и музыканты королевского двора Оттетер и Филидор решили, в конце концов, усовершенствовать инструмент.
Получившийся у них «барочный гобой» был так хорош и удобен в игре, что начальник королевского оркестра Жан Батист Люлли включил его в состав оркестра и начал писать для него музыку; при такой поддержке гобой начал постепенно вытеснять из жизни своих средневековых родственников.
И XVIII век сможно смело назвать «золотым веком гобоя» - для гобоя писали Альбинони, Вивальди, Бах, Телеман и Гендель.

  • George Frideric Handel - Oboe Concerto No. 3 In G Minor: Sarabande (Largo)

С тех пор много воды утекло под мостом Мирабо, да впрочем и под другими мостами мира. Из одного из самых популярных инструментов Европы, гобой постепенно превратился в солидный и степеннный инструмент симфонического оркестра.
Но время от времени кто-нибудь из бойких аранжировщиков популярной музыки вдруг хлопнет себя по лбу и вспомнит: «Ба! Так ведь существует же гобой! Вот он-то и придаст моему новому детищу необходимую уникальность». Вот, например, как замечательно играет гобой в первой песне юной певицы Таниты Тикарам.

  • Tanita Tikaram - Twist In My Sobriety

И, естественно, кроме симфонической музыки (к сожалению ставшей в XX веке уделом, в основном, профессиональных эстетов), соблазн использовать гобой нет нет да и возникнет у людей, играющих совремнную экспериментальную музыку.
Вот, к примеру, как звучит гобой у хорошо известной в узких кругах совершенно замечательной группы Oregon.

  • Oregon - Cane Fields

Не обошла сия чаша и нас. В самом конце 1980-х мне повезло подружиться с обезоруживающе открытым и удивительно милым, тончайшим, образованным и редкой интеллигентности человеком по имени Олег Сакмаров, впоследствие известным как «Дед Василий», «Терминатор IV» и «Казанский Зверь».
Вообще-то в повседневной жизни он был музыковедом и игрой на музыкальных инструментах не занимался, но за разговорами и дегустацией легких вин мы как-то решили попробовать поиграть вместе, и ради этого он решил научиться играть на флейте.
Сказано - сделано; какое-то короткое время «Аквариум» даже играл в две флейты - правда, вскоре это занятие было оставлено как непрактичное - две флейты никогда не получалось точно настроить.

Но когда весной 1991 «Аквариум» как Луна в новолуние, решил сделал так, чтобы его на какое-то время не было видно, именно с Аликом Сакмаровым мы решили затеять новую музыкальную антерпризу и безо всяких понтов пуститься по городам и весям России с маленьким составом, новым именем и новыми песнями. Это формирование получило название «БГ-Бэнд» и породило «Русский Альбом».
Алик же в честь этого дал перед томом Бердяева обет немедленно научиться играть ещё на одном инструменте и выбрал гобой - что, безо всякого сомнения, украсило нашу музыку.

  • БГ - Никита Рязанский

Мне вообще везет с гобоями. Через несколько лет после записи «Русского Альбома» при подготовке записи альбома «Навигатор» мы познакомились с многосторонне привлекательной и талантливой девой из старинного рыцарского рода Сент-Джонов, по имени Кейт Сент-Джон. Она оказалось самой востребованной гобоисткой Англии и, как выяснилось потом, несколько лет добавляла красоты в группе самого Вана Моррисона.
Так что гобой никуда не может исчезнуть.

  • Van Morrison - Got To Go Back

А вообще-то гобой - это простой пастушеский рожок. А значит, вы просто представьте себе - какая должна быть в инструменте сила, чтобы бессловесные звери беспрекословно подчинялись его звукам?
Так что не обманывайтесь кажущейся интеллигентностью гобоя - силища в нем необыкновенная. И я рад, что он звучит у нас сегодня. Спасибо!

  • Johann Sebastian Bach - Oboe Concerto In A Major (BWV 1055): Allegro ma non tanto