Запись эфира

Содержание

  1. Bob Marley & The Wailers - Satisfy My Soul
  2. Harry Nilsson - One
  3. Orlando di Lasso - Heroum soboles
  4. Arcangelo Corelli - Concerto Grosso No. 6 In F Major: Adagio
  5. Rolling Stones - Highwire
  6. Johann Sebastian Bach - English Suite No. 1 In A Major: Allemande
  7. Simon & Garfunkel - April Come She Will
  8. Santana - Samba Pa Ti
  9. Johann Sebastian Bach - Orchestral Suite No. 3 In D Major: Gavotte I/II
  10. George Harrison - Ballad Of Sir Frankie Crisp (Let It Roll)

Здравствуйте!

Может быть, это немного запоздалый вопрос, но вы никогда не задумывались - откуда и зачем в мире появляется музыка?

  • Bob Marley & The Wailers - Satisfy My Soul

За одиннадцать лет полетов Аэростата мы уже сделали несколько передач про великий феномен музыки.
Мы даже знаем, что вся Вселенная является бесконечным сочетанием вибраций разной частоты, то есть собственно музыкой. К этому пришли сегодняшние квантовые физики, создав теорию струн.
Но вообще-то это было известно всегда. Во многих культурах есть мифы, говорящие, что мир начался с музыки. То же самое сказано в индийских Ведах. В эпосе Middle Earth, который всю свою жизнь писал профессор Толкин, мир был сотворен пением ангельских сил Валар. Так что весь мир есть звук, или как это говорится на Санскрите «Нада Брахма».
Но пока мы ещё ни разу не рассматривали вопрос – откуда музыка берётся у нас, людей, и что с её помощью можно делать? В древнем китайском трактате «Юэджи» говорится, что вся музыка возникает из человеческого сердца.

  • Harry Nilsson - One

Рассмотрим вопрос подробнее. В древности считалось, что музыка пришла к людям от богов, и, слушая музыку, мы поднимаемся душой в высшие сферы и, соответственно, становимся лучше.
Прародительницей европейской культуры считается Древняя Греция. Греция славилась своими философами - большая часть из них была посвящена в древнейшие мистерии, пришедшие из Египта, в которых музыке уделялось большое внимание. Считалось, что музыка имеет божественную природу.
Платон писал, что песням египтян было как минимум 10000 лет и они были такой возвышенной природы, что только боги или богоподобные люди могли их сочинять.
Вслед за великим Пифагором греческие философы говорили о связи между семью музыкальными ладами и планетами. Тот же Платон упоминал о космическом значении музыкальной гармонии, так как числовые отношения между небесными планетами соответствуют отношениям между нотами. Продолжая Платона, Плиний писал, что Сатурн движется в дорийском ладе, а Юпитер – во фригийском. Другими словами, и древним египтянам и грекам было известно, что космос является музыкой.

  • Orlando di Lasso - Heroum soboles

А раз космос является музыкой, то музыкой можно влиять на него.
В Индии музыканты богов – гандхарвы – знали мелодии, которые обеспечивали урожай и поддерживали мир. Величайший музыкант Индии и вполне историческая личность Тансен мог пением зажигать огонь и вызывать дождь. Мудрецы Китая сохраняли знание об универсальном тоне «кунг», сохранение которого обеспечивало спокойную жизнь в Поднебесной.
А Пифагор, размышляя над гармонией мира, открыл диатоническую шкалу. Для него музыка была производным от божественной науки математики, описывающей законы Бытия. И он применял открытые им законы гармонических отношений ко всем явлениям природы. Рассказывают, что он лечил болезни души и тела, играя больным специально составленные им композиции, а в своем университете в Кротоне он начинал и кончал день пением с учениками: утром – чтобы очистить ум от сна и настроить на активность, а вечером – чтобы пение успокаивало и настраивало на отдых.

  • Arcangelo Corelli - Concerto Grosso No. 6 In F Major: Adagio

Короче говоря, о влиянии музыки на людей было известно с самых ранних дней человечества. А раз так, то как же это влияние не использовать в государственных целях?
Упоминавшийся выше Платон отмечал, что музыка так важна, что введение новой музыкальной шкалы может представлять угрозу для целой нации, и что невозможно изменить музыкальный ключ без потрясения основ государства. Как и Конфуций, он считал, что занятия музыкой должны быть основой государственной системы воспитания и обязательны для всех граждан.
А ещё Платон считал, что государство должно запретить всякую изнеженную и похотливую музыку и дозволять только чистую и благородную: бодрые и живые мелодии для мужчин, а мягкие и плавные для женщин, а народный вкус, всегда замешанный на чувственных и распутных мелодиях, нужно рассматривать с величайшим презрением.
Как мы знаем, в XX веке в гитлеровской Германии и ряде других стран эту теорию попытались применить на практике: джаз (даже Гленн Миллер), да и много чего ещё было объявлено «вредной» и «дегенеративной» музыкой. Но эксперимент положительных плодов не Принёс.
У меня в школе был один друг, который пытаясь уберечь любимую девушку от несовершенств мира, давал ей слушать музыку только исключительно благородную, по его ощущениям. Из чудной идеи ничего не вышло: в итоге она сбежала от него, ей хотелось музыки разной, в том числе хаотической и опасной.
Так же, как свидетельствует история, обстоит дело и с попытками любой власти регулировать музыкальные пристрастия своих граждан. Попытка купировать культуру всегда приводит в застою. Рано или поздно река жизни смывает любую запруду.

  • Rolling Stones - Highwire

Но вернемся к происхождению музыки. В средние века было известно, что источник человеческой музыки на небесах, но некоторые люди могут слышать гармонию космоса или пение ангелов и перелагать их для человеческих ушей. Кстати, именно так Майк Олдфилд написал свою знаменитую In Dulci Jubilo.
Это не только христианская точка зрения. Про многие классические мелодии кельтов говорится, что композитор услышал их, находясь где-нибудь в священном месте типа холма, где до него во сне или наяву донеслась музыка из волшебного мира Фаэри.
Шри Чинмой говорил, что истинный музыкант «спускает небо на землю». Один из важнейших философов современности Артур Шопенгауэр относил музыку к высшим компонентам культуры, имеющим непосредственный контакт с «мировой волей». То есть музыка все-таки имеет Божественное происхождение.

  • Johann Sebastian Bach - English Suite No. 1 In A Major: Allemande

И снова Шопенгауэр: «Композитор раскрывает сокровеннейшее существо мира и высказывает глубочайшую мудрость на языке, которого разум не понимает. Музыка выражает квинтэссенцию жизни человека и её событий».
А вот Махатма Ганди: «Божественная музыка постоянно звучит внутри нас, но наши громкие чувства заглушают её, а она тоньше и бесконечно лучше, чем все, что могут воспринять наши чувства».
И Рабиндранат Тагор: «В певце есть все; он берет свои ноты из своей жизни».
Или Чарли Паркер: «Музыка – это твое переживание, твои мысли, твоя мудрость. Если ты этого не пережил, ты этого не сыграешь».
Так что источник музыки – в нашем сердце.

  • Simon & Garfunkel - April Come She Will

Послушаем, что говорит великий гитарист Карлос Сантана: «Великая музыка рождается не из мыслей, а из чистой эмоции. Как говорят ребята из Grateful Dead, это когда не мы играем музыку, а музыка играет нас. Лучшая музыка получается, когда ты даже не знаешь, что играешь её. Это фантастическое состояние – забыть о себе настолько, чтобы прийти к состоянию, которое Майлс называл «двухчасовой оргазм на сцене». Это великая цель. Это когда я счастлив и знаю секрет жизни. А секрет этот в том, что, когда я играю музыку, я знаю, что оправдал свое существование. Я знаю, что стою больше, чем мой дом, мой счет в банке или что-то физическое. Самое важное – жить свою жизнь и сказать правду на языке сердца.
И важно осознать, что становясь старше, ты либо впадаешь в маразм, либо исполняешься благодати. Твои морщины могут быть оттого, что ты мерзкий никому не верящий старик, либо оттого, что ты улыбаешься.
Вот почему я люблю быть с людьми вроде Уэйна Шортера или Джона Ли Хукера – они до старости полны страсти. Я никогда не видел, чтобы им было скучно.
Пока я не умер, я мечтаю подвести людей ближе к той реальности, к которой пытались привести людей Джон Колтрейн и Боб Марли: мир без границ, где есть только одна раса – люди, и все отвечают за всех, поэтому с голоду никто не умирает».

  • Santana - Samba Pa Ti

На своем личном опыте писания музыки я скажу, что музыка рассказывает мне правду не только о мире, но и обо мне самом. Когда я пишу музыку, я понятия не имею, что получится в итоге, я следую за мелодией, которую слышу внутри себя и не способен оценивать – простая она или сложная, прекрасная или так себе. И только много позже удивляюсь – как же это так получилось; так вот я какой, оказывается, вот что у меня внутри.
Писание музыки – самое естественное дело на свете, потому что сердце слышит, каков правильный ритм и темп, как нужно идти мелодии, как должна быть устроена музыка. И чем больше вслушиваешься в музыку, тем яснее вырисовываются детали. Придумать музыку невозможно, её можно только открыть в себе.
Когда я готовил эту передачу, я спросил у Брайана Финнегана, как он пишет свои мелодии? Он сказал: «Я никогда не писал их, они как будто бы уже были во мне, и если я пытаюсь от головы их улучшить, это их только портит».
Правду говорят, в писании музыки голова не имеет участия и может только подкосить чудо творчества.
Как говорил Кит Ричардс: «Песни – смешная штука. Иногда мне кажется, что не я их пишу, а они меня».

  • Johann Sebastian Bach - Orchestral Suite No. 3 In D Major: Gavotte I/II

Так что, похоже, древние правы: музыка имеет божественное происхождение, рождается в сердце человека - во вселенной, не пересекающейся с интеллектуальной суетой мозга. Где-то в самой природе сердца есть прообраз гармонии, действительной для всей Вселенной, сверяясь с которой люди и пишут музыку.
По словам Иоанна Златоуста: «Найди дверь своего сердца и ты увидишь, что это дверь в Царство Божие».
Недаром Шри Чинмой говорил: «Музыка - одухотворенный звук, который создаётся Тем, кто в нас – конечных и смертных - Вечен и Универсален».
Дай нам всем, Господи, умения слышать музыку.
Спасибо!

  • George Harrison - Ballad Of Sir Frankie Crisp (Let It Roll)