Запись эфира

Содержание

  1. Beatles - Paperback Writer
  2. Игорь Стравинский - Pulcinella Suite: Sinfonia
  3. Yusuf / Cat Stevens - Blackness Of The Night
  4. Gentle Giant - An Inmates Lullaby
  5. George Frideric Handel - Flute Concerto In D Major: Aria 1 (Largo)
  6. Robert Plant - Bones Of Saints
  7. Jethro Tull - Too Old To Rock ‘N’ Roll: Too Young To Die
  8. Jimi Hendrix Experience - I Don’t Live Today
  9. Rufus Wainwright - Instant Pleasure
  10. Procol Harum - The Final Thrust

Здравствуйте!

А давайте-ка попробуем поговорить на тему, совсем, казалось бы, очевидную и не вызывающую никаких сомнений: о коммуникации между людьми.

  • Beatles - Paperback Writer

Иногда кажется, что жизнь вокруг какая-то скучная и серая. На самом деле, если вдуматься, мы живём в совершенно невероятное время - время революции в коммуникациях. Только на моей жизни в методах хранения и передачи информации от человека к человеку произошло несколько кардинальных перемен, которые представить себе было невозможно.
Когда я был совсем маленьким мальчиком, у нас в доме появилась невиданная новинка - чёрно-белый телевизор, с маленьким экраном и огромной линзой, заполненной водой, чтобы экран казался больше. Когда я учился в школе, появились плёночные магнитофоны, на которые можно было записывать музыку, которую где-то нужно было ещё находить, записывать и переписывать. Когда я учился, а потом работал в университете, компьютер, которым все пользовались, занимал машинный зал, куда меня не пускали, потому что стоило мне туда войти, как компьютер переставал работать. Поэтому я передавал девочкам вечером тяжёлые мешки с перфокартами и шёл репетировать с «Аквариумом», а утром забирал простыни с распечатками.
Сегодняшняя доступность информации (включая музыку) - феномен, который невозможно было представить себе ещё 30 лет тому назад. Вопрос в том, как эта легкодоступность меняет нашу жизнь.

  • Игорь Стравинский - Pulcinella Suite: Sinfonia

Давайте-ка окинем для начала взглядом общую панораму.
Как пишет Ювала Ноа Харари - автор фантастически популярных сегодня книг «Sapiens» и «Homo Deus» - наука говорит нам, что 13 с половиной миллиардов лет назад появилась материя и энергия. Четыре с половиной миллиарда лет тому назад образовалась планета Земля. Около четырёх миллиардов лет назад на Земле появилась жизнь. Два с половиной миллиона лет назад в Африке появился ген «хомо», и люди начали изготавливать первые каменные орудия. Двести тысяч лет назад в Восточной Африке сложился тип «Homo Sapiens» - «человек разумный». А шесть тысяч лет назад появились первые царства, деньги и письменность.

  • Yusuf / Cat Stevens - Blackness Of The Night

Вот давайте поговорим о письменности.
Письменность - это метод хранения информации, выраженной в материальном виде. То есть до появления письменности один человек мог что-то поведать другому, только лично рассказав ему это, и мог знать что-то, только запомнив это и храня это в памяти. Поскольку память человеческая всё-таки несовершенна, и не всегда возможно передать информацию в личном разговоре, нужен был метод, позволяющий материализовывать, передавать и сохранять информацию. Этот метод и стал письменность - обозначение слов или составляющих их звуков особыми значками.

И первая из дошедших до нас записей гласит «29.086 мер ячменя 37 месяцев Кушим». Это было написано на глиняной таблетке из шумерского города Урука примерно 3400 лет до Рождества Христова. И все дошедшие до нас древние записи были именно хозяйственными или магическими записями (первым надписям на черепаховых панцирях, найденным в Китае, примерно 8 тысяч лет, и они, скорее всего, записи результатов гадания).

Постепенно письменность стала охватывать всё большие и большие области, и в наше время все знания человечества сохраняются и передаются в записанном виде. И в наше время даже общение между людьми по большей части происходит не лично - человек общается с человеком, не встречаясь, а с помощью письменности.
А вот адекватно ли передаётся таким образом то, что мы хотим передать - вот это вопрос.

  • Gentle Giant - An Inmates Lullaby

Анатоль Франс однажды сказал: «Что такое книга? Последовательность маленьких значков и ничего более. То, какие формы, цвета и чувства, которым соответствуют эти значки, извлечёт из книги читатель - зависит от него самого».

Вот в этом и есть главная загвоздка. Инженер человеческих душ справедливо заметил, что мы общаемся друг с другом при помощи последовательности знаков, относительно которых люди, конечно, договорились, что каждый из них значит примерно вот это, однако каждая комбинация этих знаков для каждого человека связана со своими личными ассоциациями, и поэтому для каждого имеет свой смысл. И неважно, будь это общение с существующим ныне человеком или восприятие мудрости, существовавшей в другом месте и в другое время, важно, что это общение не гарантирует однозначности восприятия. Человек пишет, имея в виду одно, а читающий воспринимает, имея в виду что-то совсем другое. Чтение - расшифровка написанного текста - это техника, касающаяся только тех, для кого было предназначено это послание.

Вот и получается, что общение с помощью письменности - общение в какой-то степени фиктивное. Записанное не адекватно передаваемому. По счастью, продолжает существовать идущая с незапамятных времён система личного обучения «ученик-учитель», которая, помимо передачи чистой информации, подразумевает ещё и человеческое общение между учеником и учителем. Считается, что в процессе обучения от учителя ученику передаётся что-то, что нельзя передать словами.

  • George Frideric Handel - Flute Concerto In D Major: Aria 1 (Largo)

Но и этого недостаточно. Существует ещё более крайняя точка зрения, что записанное не только неадекватно, но и просто уничтожает культуру.
Вот Ален Даниелу пишет: «Распространение грамотности, которую идентифицируют с культурой, является фактором уничтожения цивилизаций, принадлежащих к устной традиции, которая сохраняла наследие многих тысяч лет. Попытка свести к записанной форме традиционное знание парализует его непрерывность, его развитие и освещает его только частично. Этнолог записывает некоторые кусочки знаний барда, забирает эти кусочки и выдаёт их за целое, как если бы, выбрав одну книгу в библиотеке, мы решили бы сжечь все остальные - на том основании, что главное мы уже взяли. Факт чтения не улучшает наши способности к мышлению, а просто загружает их ненужной информацией, разрушая равновесие личности, и ухудшает реальные, нужные в жизни знания».
Что и происходит зачастую в школе, где бывает, что учеников заставляют изучать вещи, которые в дальнейшей жизни им совсем не нужны.

  • Robert Plant - Bones Of Saints

Возникает интересная параллель с музыкой.
Вот снова Ален Даниэлу: «В обществах с развитой устной традицией, пока в музыке присутствует импровизация, музыкант может развивать тему с фантазией, юмором и страстью. Если же попытаться записать эту тему и сыграть её на основании записанных нот, наступает катастрофа. Даже если нотная запись будет максимально приближена к оригиналу, записанное будет крайне сложным, практически невоспроизводимым, и неминуемо приведёт к мелодическому и ритмическому упрощению, которое нарушает модальное её значение и делает невозможным развитие темы.
Традиционная музыка умирает, как только она оказывается записанной в нотах и начинает исполняться по этим нотам. То же самое происходит и с литературой, эпическими поэмами, мифами и легендами, запись которых закрепляет форму, которая должна постоянно меняться по своей природе. Ментальные структуры живой памяти - прямая противоположность механической природе записанного слова.
Вот западные музыканты менее, чем за два века, утеряли способность импровизировать ad libitum структуру, присутствующую в музыке, потеряв таким образом целый образ мышления. То же происходит и с поэзией. Поэзия - инструмент передачи знания - становится теперь на Западе игрой слов, не имеющей большого значения».

  • Jethro Tull - Too Old To Rock ‘N’ Roll: Too Young To Die

Но есть и обратное движение. Ведь если разобраться, то большая часть музыки 20-го и 21-го веков обходит нотную запись стороной. Ни джаз, ни блюз, ни рок, ни электронная музыка, ни world music нотированию совершенно не поддаются. И всё больше и больше людей устанавливают для себя, что не обо всём можно сказать словами и написать знаками.
Я слышал, кстати, что есть в Китае один знаменитый учитель, запись к которому идёт на месяцы и годы вперед. Но когда соискатель прибывает на место, ему рано поутру вручают тяпку, и он идёт в поле - работать вместе с легендарным учителем. И рассказывают, что если искатель правды действительно был готов, то, когда вечером он сдаёт свою тяпку, то уезжает он с ощущением, что получил ответы на все свои вопросы, хотя не было сказано ни слова.

  • Jimi Hendrix Experience - I Don’t Live Today

Идём далее. В добавление ко всему вышеописанному, в настоящее время происходит постепенный переход к электронной форме передачи и хранения информации. Вместе с этим мы теряем навыки не-электронного общения. И хотя действительно всё больше людей начинают интересоваться альтернативными формами жизни, тем не менее с каждым годом увеличивается количество людей, которые живому общению предпочитают общение через Интернет.
Если же в какой-то момент что-то случится с электронным массивом данных, останется только старая база. А если мы к этому моменту потеряем навыки работы с ней? А если вырубят электричество? Останутся заводные патефоны, пластинки к которым побиты или утеряны.
Поэтому можно предположить, что Вселенная снова готовит нас к чему-то большому. Вот только к чему?

  • Rufus Wainwright - Instant Pleasure

А итог - без итога. Получилось на целую передачу вопросов без ответов.
Но кажется, что можно без сомнений сказать одно: начитанность не тождественна культуре. Мне часто приходится встречаться и разговаривать с замечательными людьми, хорошо подкованными во всех новинках искусства - и вижу я, что знание всех кинофильмов и театральных постановок, умение рассуждать о музыке, хранение в голове обширной библиотеки и хождение по музеям не обязательно делают человека счастливым. А, на мой взгляд, культура действенна только тогда, когда она изменяет нашу жизнь к лучшему.
А что такое «лучшее» - пусть каждый решает сам для себя. Но есть старинная подсказка в «Иша Упанишаде»: «В мире, где всё меняется, божественное присутствует во всём - в цветах, птицах, животных, в лесах и в человеке». Вот, по-моему, культура для этого и существует - чтобы мы замечали это Божественное в происходящем с нами и вокруг нас.

Спасибо!

  • Procol Harum - The Final Thrust