Запись эфира

Содержание

  1. Dave & Ansel Collins - Double Barrel
  2. Hopeton Lewis - Take It Easy
  3. Mighty Sparrow - Dorothy
  4. Chosen Few - I Second That Emotion
  5. Desmond Dekker & The Aces - Israelites
  6. Pioneers - Long Shot (Kick The Bucket)
  7. Slickers - Johnny (Too) Bad
  8. Toots & The Maytals - Do The Reggay
  9. Gregory Isaacs ‎– Night Nurse
  10. Max Romeo & The Upsetters - One Step Forward
  11. Laurel Aitken feat. The Skatalites - Bad Minded Woman

Здравствуйте!

А что у нас сегодня в меню? Сладости реггей!

  • Dave & Ansel Collins - Double Barrel

В школах учат, что музыка реггей появилась на Ямайке в начале 60-х годов и оставалась бы никому не известной локальной музычкой, если бы американец Джонни Нэш в 72-м году не начал популяризировать песни Боба Марли, а через два года Эрик Клэптон не спел бы написанную тем же Марли пламенную исповедь “I Shot The Sheriff”, которая тронула сердца простых тружеников. Так и началось победное шествие реггей по планете.
На самом деле, дело обстояло не совсем так просто.
Не будем упускать из вида, что музыка типа “реггей” была горячо любима в Британии 60-х годов, настолько, например, что песня Битлз “Ob-La-Di, Ob-La-Da” была написана Полом Маккартни под прямым влиянием реггей.
Вот про историю реггей я и хочу вам сегодня немножко рассказать.

  • Hopeton Lewis - Take It Easy

Во-первых, когда мы говорим сегодня “реггей”, мы имеем в виду и реггей, и менто, и калипсо, и ска, и блюбит, и ещё много чего, что игралось на Ямайке и сопредельных островах Карибского бассейна.
Вкратце история феномена ямайской музыки выглядит так.
Ямайка была открыта Христофором Колумбом в 1494 году и была назван им “Сантьяго”, в честь апостола Иакова. Вскоре большая часть местного населения по доброй традиции вымерла от европейских болезней и на освободившиеся места из Африки завезли рабов. До 1655 года остров Сантьяго был владением Испании, а потом перешел под власть британской короны и был переименован в Ямайку (что на языке местных индейцев араваков значит “Земля Родников”).
Англичане стали выращивать на острове сахарный тростник и Ямайка стала ведущим экспортёром сахара; одновременно с этим на свет появился ром.
В конце 17-го века столица Ямайки, Порт-Ройал, была самым известным прибежищем пиратов; это продолжалось до землетрясения 1692 года, уничтожившего Порт-Ройал и заставившего пиратов искать приюта в других местах. Столицу тем временем перенесли в соседний Кингстон.
В 1838 просвещённые хозяева освободили всех рабов, завезли китайцев и индусов и образовавшая взрывчатая смесь начала бродить, производя всякую замечательную и ни на что не похожую музыку.
Первая студия звукозаписи на Ямайке открылась в 1951 году и записывала музыку “менто” - смесь европейской и американской танцевальной музыки. К концу 50-х начали появляться первые любителькие группы, игравшие новоорлеанский ритм-энд-блюз, смешанный с менто, калипсо и, вообще, - карибской музыкой.

  • Mighty Sparrow - Dorothy

Но всё это оставалось бы локальным феноменом, если бы не колониализм.
Как показывает история 20-го века, у колонизации одной страны другой есть две фазы. Первая - когда одна сильная и технически оснащенная страна захватывает другую, как правило технически отсталую, но полную всяких полезных ископаемых или просто находящуюся в приятном климате. И долгое время метрополия пользуется территорией и жителями захваченной страны, как хочет.
Но у такого замечательного имперского процесса, как выясняется, есть и обратная сторона. Жители колонии, постепенно привыкнув к языку и нравам колонизаторов, начинают переселяться в страну-захватчицу, резонно рассудив, что климат там, может быть, и хуже, зато условия лучше, опять-таки культура и детям будет, куда развиваться. Так произошло и в случае с карибскими колониями Великобритании.
Пока аристократы и звёзды строили себе виллы с захватывающим дух видом на Карибское море, коренные жители Ямайки, Тринидада и других экзотических островов постепенно мигрировали в Англию. Первые пароходы начали идти аж в конце 40-х и вместе с ямайскими переселенцами привезли в Англию калипсо.
Постепенно Лондон начал привыкать к приезжим, а они начали активно влиять на жизнь метрополии. Знаменитый уже много десятков лет карнавал в лондонском районе Ноттинг-Хилл в 1959 году придумали и осуществили именно выходцы из Тринидада и Ямайки, которые в этом районе, в основном, и жили.
И музыка Ямайки - задолго до того, как о ней услышал весь остальной мир - стала популярной в Англии.

  • Chosen Few - I Second That Emotion

В конце 50-х на Ямайке появился “блюбит” - новоорлеанская музыка, игравшаяся с ямайским акцентом.
Когда в начале 60-х “блюбит” стал чуть поживее и с ударением на бас, эта музыка стала называться “ска”. Поначалу лидерами “ска” были Принц Бастер и “Скаталайтс”, бывший джазовый оркестр, перешедший на новую музыку.
И музыка “ска” мгновенно пересекла океан и стала завоевывать Англию. Причём, самым неправдоподобным образом. Дело в том, что это самое “ска” очень полюбили всякие представители неблагополучной молодежи: в частности - моды и скинхеды. Моды - ну ещё ладно; они модно одевались, ездили на мотороллерах и красовались друг перед другом на танцах.
Скинхэды же, мягко говоря, были народ агрессивный, склонный давать всем по голове и они не очень жаловали представителей других национальностей - но музыку “ска”, уловив в ней что-то своё, приняли близко к сердцу и любили под неё отплясывать. Появились даже карибо-иммигрантская группа “Symarip”, специально писавшая музыку для скинхедов.
Но первой реальной звездой “ска” стал Дезмонд Деккер, выпустивший в 69-м году песню “Israelites”, ставшую номером 1.

  • Desmond Dekker & The Aces - Israelites

Тем временем, на Ямайке дело не стояло на месте. Музыка развивалась. Но развивалась специальным образом.
Почему-то так выходит, что деятели культуры и антисоциальные элементы общества часто находятся в дружеских отношениях.
Так происходило всегда. Франсуа Вийон был в непростых отношениях с законом. Скоморохов в Византиии, а потом и на Руси власти не считал за людей; так же обычно относились в средние века к актёрам. В Одессе век тому назад было не всегда понятно, кто играет “клезмер”, а кто грабит.
Когда петербуржские музыканты в 80-е годы приезжали в Москву играть свои строго подпольные концерты (а приезжали все, кто сейчас считается “классикой” - Зоопарк, Кино, Аквариум, Странные Игры, СашБаш), то общались они только с радикальной интеллигенцией и с представителями криминального мира.
Так что, со времён скороморохов ничего не изменилось.

  • Pioneers - Long Shot (Kick The Bucket)

На Ямайке всё было ещё проще. Поскольку у подавляющего большинства местного населения не было ни денег, ни образования, а таланта было хоть отбавляй, то музыкальные антерпренёры были типами довольно криминального склада - иначе было не выжить. Соответственно этому выстраивалась и шкала ценностей у слушателей. Между музыкантами и бандитами не было чёткой границы, они, как бы, занимались одним делом. Всё в соответствии со старинной пиратской традицией, как будто и не было землетрясения в Порт-Ройале.
В 60-е в трущобах Кингстона появилась понятие “руд бой” (“грубый парень”) и соответствующая идеология - и так возникла музыка “рок-стеди”.
Вот, например, песня “Johnny (Too) Bad” из кинофильма “The Harder The Come”, во многом благодаря которому ямайская музыка покорила весь мир. Главную роль - “музыканта вне закона” - играл Джимми Клифф, ставший после успеха фильма суперзвездой; а вот его коллегам из группы “Slickers” повезло чуть меньше; музыку к фильму они записывали одновременно, но когда Клифф стал звездой, двоих ребят из “Slickers” убили в перестрелке, а третий сидел в тюрьме, ожидая смертной казни. Песня, как водится, пророческая.

Идёшь по улице с пистолетом и ножом,
Джонни, ты совсем плох.
Ты грабишь, и убиваешь, и жжёшь -
Ты совсем плох.
В один из этих дней голос обратится к тебе,
Куда ты побежишь?
Побежишь к скале за спасением,
Но скалы не будет.

  • Slickers - Johnny (Too) Bad

В 60-е, наконец, появилась и сама музыка “реггей”; это значило всего-навсего, что “ска” стала играться чуть медленнее, а заодно смешалась со строго антизаконным религиозным культом “растафари”.
Растафари, как я уже когда-то вам рассказывал, относились к окружающему миру, как к месту вавилонского пленения, и попросту называли его Вавилоном, этим же словом заодно именуя и всю нерастафарскую активность. А за неимением возможности вернуться на родину в Африку, под крыло живого бога Раса Тафари, потомка царя Давида и царицы Шебы императора Хайле Селассие I, расты просто уходили из Вавилона в труднодоступные места, курили лекарственные растения и играли на самодельных барабанах в африканском стиле “ньябинги”. Этот стиль, вместе с религиозными воззрениями, и украсил музыку “реггей”, сделав её из звукового сопровождения танцев высокодуховным феноменом.
Кстати, на Ямайке мне рассказывали, что в центре острова, в труднодоступных горных районах, до сих пор есть места, куда закон не ходит. Вот там и живут наиболее духовные братья-растаманы.
А вот песня, сделавшая слово “реггей” популярным.

  • Toots & The Maytals - Do The Reggay

А дальнейшее - уже история.
В 72-м году музыку реггей начало играть радио всего мира. Боб Марли стал звездой и пророком “реггей”, и его музыка теперь звучит везде - от официальных приемов до палаточных кофеен в далеких уголках Индии. На Ямайке же философски замечают, что с Марли расцвет реггей начался, им же и закончился. Им, конечно, виднее, только музыка реггей дала миру такое количество замечательной музыки, что жаловаться просто грех.
Вот, например, Грегори Айзекс.

  • Gregory Isaacs ‎– Night Nurse

Или вот, замечательный и давно известный вам Макс Ромео, в одночасье из неприличного хулигана ставшим проповедником растафарианства. Что, кстати, случается часто; теперешняя звезда британского реггей Гетто Прист стал растафарианцем в тюрьме, оказавшись там из-за футбольного хулиганства.

  • Max Romeo & The Upsetters - One Step Forward

В общем, спасибо, что у меня есть шанс поделиться с вами этой - теперь уже вполне классической - музыкой. И есть у меня ощущения, что эта музыка ещё может нам очень и очень пригодиться. Для этого я и рассказывал её историю.

Спасибо!

  • Laurel Aitken feat. The Skatalites - Bad Minded Woman