Запись эфира

Содержание

  1. John Renbourn - Traveller’s Prayer
  2. Who - Pure And Easy
  3. Lisa Knapp feat. Mary Hampton - Bedforshire May Day Carol
  4. Procol Harum - Whisky Train
  5. Irish Rovers - The Best Of Friends Must Part
  6. Paul Simon - Still Crazy After All These Years
  7. Pete Coe - Penny For The Ploughboys
  8. Аквариум - Для Тех, Кто Влюблён
  9. Paul McCartney - Summer’s Day Song

Здравствуйте!

Сегодня речь пойдёт о большом и малом, о ямбе и хорее, о тёмной стороне Луны и светлой стороне Невского проспекта - другими словами о двойственности, друзья мои. Она же диалектика бытия. Ведь послезавтра на закате дня у нас начинается Соуэн - праздник, когда становятся тонкими стены между мирами, и можно не ровён час забрести куда-нибудь, откуда не скоро выйдешь. Поэтому вопрос отношений светлого и тёмного у нас сегодня не праздный.

  • John Renbourn - Traveller’s Prayer

Соуэн. Наступает самое тёмное время года, когда допроситься милостей у окружающей природы не так легко, и за светом и теплом скорее стоит обращаться друг к другу. Самое время задуматься о тёмном и светлом. В смысле, а хорошо ли мы знаем - что есть что?
Начну издалека. Менеджер классиков Золотого Века “The Who” Кит Ламберт описывал их как “анти-Битлз”. И это была рекламная шутка только отчасти. Если “Битлз” были “четвёркой, которая держится вместе”, то “Who” ча сто выглядели, звучали да и вели себя так, как будто готовы дать друг другу по голове (и, если на то пошло - любому, кто помешает). Когда гитариста “Who” Пита Таунсенда спросили - как он готовится к концертам, он сказал: “Я представляю себе, что иду на войну”. Да и песни у него были неудобно сказать о чём. Вот, вроде бы, музыка, явно не рекомендуемая молодому поколению.
Однако, если всмотреться, “The Who” играли, чтобы выразить не только свои страхи и напряжение, они заодно выражали чувства своей публики. Сила их в том, что они были не тем, кем казались. Потому что казались они типичными мачо, крутые такие, надменные, и по неуверенности всегда готовые психануть. Но копнуть ближе - и их агрессия на сцене и песни не про то, что надо, оказывались целительными - терапией как автора, так и публики.
“The Who” существуют уже более полувека, не одно поколение людей выросло на их музыке, и все, кто любил их и любит сейчас, говорят о них с благодарностью и любовью. И, по-моему, любителям всё запрещать стоило бы поразмыслить над этой притчей.

  • Who - Pure And Easy

Ну, да, конечно, хочется, чтобы небо всегда было безоблачным, чтобы все были всегда счастливы. Вот только кто-то из умных сказал, что тоска, печаль и страдание от невозможности иметь то, что хочешь, могут являться непременным атрибутом идеального мира, точно так же, как облака являются непременным атрибутом неба.
Вот Будда Шакьямуни как-то озаботился тем, как жить счастливо, и сформулировал основы учения, которое мы теперь зовём буддизмом. Звучало это так: в жизни существует страдание; существует причина страдания — желание и невозможность его утолить; существует прекращение страдания — нирвана; существует путь, ведущий к прекращению страдания - буддизм (или “Восьмеричный Путь”).
Итак, перестаёшь желать, прекращаешь страдать, другими словами - разгоняешь навсегда облака и живёшь под вечно голубыми небесами. Идея красивая, вот только не очень практичная. Без облаков нет дождя, без дождя урожай не родится, наступает засуха и все мы умираем с голоду.
Выход однако есть; выручает известная фраза: “Самсара есть нирвана” (или по-русски “Если присмотреться, жизнь в материальном мире и есть рай”).
То есть смотришь в небо, закрытое облаками, психуешь от тоски серого дождя, а внутри-то знаешь, что это всё только для того, чтобы изменяться, становиться лучше, учиться и увидеть одновременно и облака, и солнце за ними. Достичь нового уровня.
Иногда кажется, что так говорить - это пустословие. А я говорю - будьте, как хотите; пусть у каждого будет своя точка зрения.

  • Lisa Knapp feat. Mary Hampton - Bedforshire May Day Carol

Немного в сторону.
Я с юности любил слушать, как у некоторых музыкантов в руках разговаривает гитара. Джими Хэндрикс, Эрик Клэптон, Эрик Бранн из “Iron Butterfly”, Робин Трауэр из “Procol Harum”, Заппа, Марк Болан - вот люди, которые это умели. Как это у них получалось - сказать не берусь, но вот говорит гитара в руках у человека, и всё тут.
Не знаю, как это слышите вы, но я это воспринимаю как действительно передачу информации, пусть даже это выходит за пределы того, что можно понять умом. И, кстати, странно, что все эти мастера принадлежали к определённой эпохе, а потом это прекратилось, как будто тогда это было зачем-то нужно, а потом всё нужное было сказано, и в этом искусстве пропала необходимость.
Ведь человеческая культура устроена так, что навыки того или другого определённого умения через некоторое время теряются просто из-за того, что пропадает спрос на данное умение. Ведь никто сегодня не может написать музыку как писали её когда-то Гайдн, Гленн Миллер или Леннон с Маккартни, потому что время изменилось, спроса именно на это больше нет. Но есть спрос на другое. Поэтому искусство всё время меняется. Бытие снова требует от культуры научить людей чему-то новому. Но сказанное однажды, по счастью, никуда не девается, и когда-то записанная музыка продолжает рассказывать нам нечто важное для нашей жизни.

  • Procol Harum - Whisky Train

Вот, казалось бы, гитара в этой песне - драматическая, отчаянная, какая-то агрессивная! Зачем такие страсти? Быть бы ей тихой, мирной, гармоничной - как всем было бы хорошо. Ан нет: в живописи важны не только яркие и светлые, а и тёмные - важны все краски. Попытки убрать из культуры негатив - глупость; это как надевать трусы на греческие статуи.
Но если позволять всё - скажут мне - так мы же все утонем в грязи! Как быть? А давайте на секунду отвлечёмся и посмотрим на теорию и практику обычной жизни. Где там у нас солнце и где облака?

  • Irish Rovers - The Best Of Friends Must Part

Вы уже могли заметить, что я с большим уважением отношусь к индологу Алену Даниелу, который совмещал в себе западного учёного и жреца-шиваита и обычно смотрел на всё с уникальной точки зрения. И вот он пишет:
“У каждого человека есть две функции. Как члены социальной группы, мы следуем коллективной судьбе: мы обязаны продлить человеческий род, участвовать в создании структуры, благоприятной для дальнейшей жизни; а как личности - мы обязаны реализовать свою духовную судьбу.
Поэтому у каждого человека есть два этических набора, которые часто противоречат друг другу, и между которыми приходится иногда выбирать. В силу этого, если человек желает целиком посвятить себя своему внутреннему развитию, то он должен отказаться от какого-либо участия в общественном порядке и вести независимую жизнь странствующего мудреца.
Не нужно при этом забывать, что такая жизнь не обязательно аскетична и не обязана соответствовать даже самым элементарным правилам общественного порядка.”
А если вернуться от Даниелу к нашей жизни, то получается, что облака на моём небе всегда от одного - хотел так, а вышло как всегда. Коллективная судьба человечества, о которой говорит Ален, вся держится на желаниях, и поэтому получается, что пока мы связаны с этой судьбой, без облаков нам не обойтись. Так может быть сразу иметь это в виду?

  • Paul Simon - Still Crazy After All These Years

А что же тогда это внутреннее развитие? Ради чего человек может хотеть оставить нормальную жизнь и заняться “духовным”?
Много раз во всех религиях говорится одно и то же. Ведь в детстве как-то само по себе оказывается, что есть некий Бог-Отец с бородой, верховный правитель всего, который всё видит, всех нас знает и наказывает за плохое поведение. И некоторые так всю жизнь и живут в этом представлении. На самом деле всё немного по-другому.
Вот Чандогхья-Упанишада: “То, что тончайшая суть - душа всего мира. Это - Реальность. Это подлинное “я” - Атман. Это - Бог. Это - ты”.
В каноне чань-буддизма есть “Сутра Хуэй-Нэна”: “Знающий себя и интуитивно видящий свою собственную природу - Герой, учитель Богов и людей, подлинный Будда”.
В японской религии шинто есть Тайная Устная Традиция, изложенная в “Книге Божественной Эпохи” (“Масамичи Имбе”).
И там сказано следующее: “Равнина Высшего Рая - это не какое-то место, находящееся там или здесь, это скорее чистое состояние без аномалий или эксцессов. В терминах человеческого тела, это состояние в груди человека - без мысли, созерцания или страстей”.
И у нас в христианстве Христос учит в Евангелии от Луки: “Царство Божие - внутри вас”.
Духовное развитие и существует для того, что открыть в себе это царство и жить в нём.

  • Pete Coe - Penny For The Ploughboys

Можно сказать это другими словами.
Вот любимый философ упоминавшегося в начале передачи автора песен “The Who” Пита Таунсенда - Мехер Баба: “Продвигаясь в понимании, человек приходит к истинному восприятию реального значения жизни, как она есть. С чистым и спокойным видением реальной природы и ценности жизни он осознаёт, что Бог, которого он так отчаянно искал, не есть посторонняя, скрытая или чуждая сущность. Он есть сама Реальность, а не гипотеза. Он есть реальность, видимая незамутнённым глазом - та самая Реальность, частью которой человек является, в которой он всецело существует, и с которой он на самом деле тождественен. Так человек, хоть он и начал поиск чего-то абсолютно нового, в действительности приходит к новому пониманию древнейшей вещи”.
Эта древнейшая вещь и лежит в основе не только каждой религии, но и вообще человеческой жизни. И, может быть, многие наши идеи по поводу того, как должна быть устроена жизнь на земле, действительно похожи на надевание трусов на античные статуи или бездумный разгон туч, приводящий к засухе и неурожаю.
Давайте, всё-таки, быть внимательнее друг к другу и к жизни.

  • Аквариум - Для Тех, Кто Влюблён

Потому что, как по мне, то древние истины, в соответствии с которыми человечество живёт уже много тысяч лет, продолжают оставаться истинами и по сей день. Не зная их, мы живём вслепую. И Соуэн - праздник конца урожая и начало тёмного времени года, день, когда открыты двери в иные миры - одновременно время обучения и общения. Светлое и тёмное время поддерживают друг друга; две функции человека создают его; радость и горе раскрашивают мир. Без одного нет другого. Или как в “Дао дэ цзин”: “Бытие и небытие порождают друг друга, трудное и лёгкое определяют друг друга; звуки, сливаясь, приходят в гармонию”.
И вот когда мы научаемся это видеть, мы начинаем по-другому жить на этой земле. А формулировать это просто: “Делай лучше там, где можешь. Если можешь или не знаешь как - принимай это как урок. И будь благодарен за то, что тебе даровано быть в этом мире”.

Спасибо.

  • Paul McCartney - Summer’s Day Song