Запись эфира

Содержание

  1. Solas - I Am A Maid That Sleeps In Love
  2. Shane MacGowan And The Popes – Nancy Whiskey
  3. Christy Moore - The Voyage
  4. Richard Thompson – Beeswing
  5. Anne Briggs – Let No Man Steal Your Thyme
  6. East Pointers – 82 Fires
  7. Ulaid & Duke Special – The Poet’s Mission
  8. Declan O’Rourke – Poor Boy’s Shoes
  9. Liam O’Flynn feat. Mark Knopfler – An Droichead (The Bridge)

Здравствуйте, друзья мои!

Сегодня у нас новости из мира кельтской музыки. А вдруг вы захотите спросить: «А почему это четыре раза в год мы слушаем всякую кельтскую и подобную музыку?» А я вам легко отвечу! Потому что эта музыка настраивает нас на определённый лад, и, находясь в этом ладу, легче получить благословение этих древних праздников. Тем более, что когда-то кельты в своем кочевье проходили где-то неподалеку от того, где жили ваши предки. Но настоящая причина ещё проще: в этой музыке само по себе содержится благословение гармонии, и этим благословением мне и хочется с вами поделиться.

  • Solas - I Am A Maid That Sleeps In Love

На днях исполнилось 60 лет Шейну МакГовану. Шейн - автор и певец и главный пьяница легендарной группы «The Pogues» - в Ирландии пользуется такой же, наверное, популярностью и любовью народной, как у нас Высоцкий вместе с Пушкиным.
Шейн, с днём рождения!

  • Shane MacGowan And The Popes – Nancy Whiskey

Старинная ирландская загадка гласит:

– Что может быть лучше поющего ирландца?
– Два поющих ирландца.
– А что лучше двух поющих ирландцев?
– Много поющих ирландцев!
– А что лучше хора поющих ирландцев?
– Кристи Мур.

Пьяница, бунтарь и гений Кристи Мур давно объявлен национальным достоянием и лучшим ирландским музыкантом. То, что некоторые его песни запрещено играть на радио из-за их политического содержания, только добавляет ему славы.
А какое в них политическое содержание? Дело в том, что Кристи, как и многие ирландцы, поддерживает идею о том, что Ирландия должна быть цельной, независимой страной, а не разрезанной на Ирландию и Северную Ирландию (которая часть Англии). Не нужно забывать, что ещё недавно на дверях питейных заведений в Англии можно было увидеть табличку с надписью «Собакам и ирландцам вход воспрещён». И это отношение появилось не вчера: когда в 17-м веке Френсис Дрейк был представителем королевы в Ирландии, аллея, ведущая к его дворцу, была с обеих сторон украшена кольями, на которые были насажены отрубленные головы ирландцев – чтобы идущие просить о чём-то подумали, стоит ли просить. И картофельный голодомор, унесший миллионы жизней и рассеявший ирландцев по всему белому свету, тоже произошёл при ленивом попустительстве англичан.
Поэтому Кристи Мура понять можно. Впрочем, он, конечно, поддерживал Ирландскую Республиканскую Армию, но только до бомбёжки в Эннискиллене в 87-м году, где бессмысленно погибло больше десяти человек. Потом перестал, потому как многие считают, что из бойцов за свободу, Ирландская Республиканская Армия превратилась в террористов и мафию. Я видел подтверждение этому своими глазами на одном курорте в Болгарии. Мой местный знакомый показал мне титанических размеров стройку – многоэтажный отель размером с Украину. С отель «Украину». Я спросил: «Кто строит такую громадину?» «Ирландская Республиканская Армия», – сказал он.
Так что, герои стали бандитами, а Кристи Мур как пел, так и поёт. Вот недавно у него вышел концертный альбом, песню с которого я вам сейчас и поставлю.

  • Christy Moore - The Voyage

Ну, а что, если отвлечься от новостей?
Давайте, я вам расскажу про девушку по имени Энн Бриггс. Её называют «самой недооценной певицей народной музыки». Энн Бриггс в конце 50-х - начале 60-х во время бума народной музыки, повлияла так или иначе на всех, кто занимался этим делом. Она была источником вдохновения для таких столпов народной музыки, как Берт Янш, Джимми Пэйдж, Санди Денни, Джун Тэйбор, Мэдди Прайор, Кристи Мур, Кэйт Расби, семья Уотерсон и сотен других. Но была при этом совершенно дикой, пила как извозчик… И так пила, что редко появлялась на своих собственных концертах. Говорят, одну из своих лучших баллад Ричард Томпсон написал именно про неё:

Она была редкой птицей,
Хрупкой, как крыло пчелы,
Казалось, ветер подует и может сдуть её.
Она была потерянным ребёнком,
Жила, как будто вырвалась из клетки;
Она говорила: пока на любви нет ценника,
Я останусь с тобой;
И ты сам знаешь, что не хотел бы меня другой.

На лице её было
Выражение полу-удивления;
Как у лисы пойманной в свете фар -
Зверь смотрел из её глаз.
Я сказал, что можно поселиться на одном месте,
Обустроить акр-другой,
Огонь, горящий в очаге,
И дети, ползающие по полу.
Она сказала: мужчина, какой же ты дурак!
Это же ад!
Ты можешь владеть половиной мира,
Но мной ты не владеешь.

Последнее, что я слышал о ней,
Что она ночует где-то в Дерби под открытым небом,
Бутылка «White Horse» в кармане,
И волк-овчарка в ногах.
Говорили, что она однажды даже вышла замуж,
Его звали Романи Браун,
Но даже цыганская кибитка
Слишком ограничивала её свободу.

Говорят, что её цветок увял теперь -
Жёсткая погода, жёсткое питьё.
Но, может быть, это и есть та цена, которую платишь
За цепи, от которых отказался.

И я тоскую по ней больше, чем можно сказать словами.

  • Richard Thompson – Beeswing

Но в жизни всё получилось лучше, чем в песне. Анна вообще бросила петь, 34 года не появлялась в студии звукозаписи, и её взрослые дети до недавнего времени даже не знали, что их мама вообще занималась музыкой. А теперь она, как эксцентричная очень доброжелательная старая тётушка, иногда вспоминает былое. «Всё, что я могу сказать, – говорит она – это то, что я была совершенно искренна. Но просто результат мне не нравился. Я говорю без всякого негатива, но я критически отношусь к тому, что делаю. Я не знала, что в своё отсутствие стала легендой. Я думала, все просто забыли про меня».
Она говорит, что не любила «петь в помещениях»: «Я больше люблю петь на улице, я не люблю быть на сцене, мне плохо, когда на меня смотрят».
А вот и она сама - Энн Бриггс.

  • Anne Briggs – Let No Man Steal Your Thyme

Но вернёмся к новостям.
Мне сильно повезло в жизни. Когда у меня возникают вопросы по поводу ирландской музыки, и иду и спрашиваю у нашего флейтиста Брайана Финнегана. В этом году исполняется десять лет тому, как мы играем вместе. И каждый раз, стоя на сцене рядом с ним, я не могу не быть захваченным его музыкой. Как заметила одна наблюдательная девушка в Ожогином Волочке: «Брайан - воплощение Бога Пана – столько живой дикой лесной энергии идёт нам через него!»

Так вот. Как гласит песня:

«Я спросил у Брайана: «Где моя любимая…
Кельтская песня?»

И Брайан ответил мне списком кельтской музыки, которой он заслушивался в прошлом году. И вот я ставлю вам первую группу из этого списка - канадских ирландцев «The East Pointers». Запомните это имя.

  • East Pointers – 82 Fires

А вот ещё одна песня. «Ulaid & Duke Special». «Ulaid» - это трио во главе с гениальным волынщиком Джоном МакШерри, играющее традиционную музыку, которой больше тысячи лет. И «Duke Special» - который занимается до-рок-н-ролльной музыкой и граммофонным пластинками. В разговорах они набрели на идею построить альбом на стихах из антикварных рукописей. И эти тексты стали основанием альбома «A Note Let Go» - своего рода музыкальным подношением городу Белфасту. Альбом был записан живьём за две ночи перед аудиторией из близких друзей.
«Мы хотели передать атмосферу того, каково это – играть вместе».

  • Ulaid & Duke Special – The Poet’s Mission

А вот ещё одна музыка, которую порекомендовал нам мистер Финнеган: замечательный ирландский певец Деклан О’Рурк.
Вот я его слушаю, и почему-то вспоминаю слова мудрости, которые неплохо было бы, кстати, выбивать золотыми буквами на стенах домов: «Все системы мысли, будучи доведены до крайности, становятся ложными. Нельзя забывать, что любое объяснение может быть в лучшем случае относительным - абсолютная реальность непознаваема. В тот момент, когда правда становится догмой, она превращается в ложь.»

  • Declan O’Rourke – Poor Boy’s Shoes

А напоследок позвольте мне вернуться в самое начало передачи. Зачем мы слушаем народную музыку? Слово Ричарду Томпсону - уж кто кто, а он-то знает, о чём говорит:
«Чем больше так называемая народная музыка попадает в мэйнстрим, тем лучше для музыки в целом. Между ними не должно быть пропасти. Мне кажется, людям нравится ощущать свою связь с традицией. Чем меньше становится мир, чем больше мы кажемся одним человечеством, и тем больше людям хочется идентифицировать себя с чем-то. Они скажут: «Да я часть этого глобального поколения, где мы общаемся в интернете, но вот как мы одеваемся там, откуда я, вот что едим, вот какова наша традиционная музыка.» Люди всегда хотят чем-то отличаться от других. И они всегда будут хотеть петь старые песни, потому что есть что-то в песнях двухсот-трёхсотлетней давности, что берёт за сердце. Это глубокое место. Это резонанс. Эхо возвращается».

Да, так оно и есть. И мы слышим это эхо в этих песнях.
Спасибо! С наступающим Имолком!

  • Liam O’Flynn feat. Mark Knopfler – An Droichead (The Bridge)