Запись эфира

Содержание

  1. БГ - Тёмный как ночь
  2. БГ - Сякухачи
  3. БГ - На ржавом ветру
  4. БГ - Песни нелюбимых
  5. БГ - Соль
  6. БГ - Ножи Бодхисаттвы
  7. БГ - Прикуривает от пустоты
  8. БГ - Крестовый поход птиц

Здравствуйте!

«Аквариум» записал новый альбом. Он называется «Время N». Мы записывали его два года, и вот, наконец, он - ваш.

БГ - Время NБГ - Время N
  • БГ - Тёмный как ночь

Те, кто уже слышали и видели его, знают, что на обложке нет слова «Аквариум», а написано просто «БГ». Хочу объяснить. Дело в том, что вся музыкальная деятельность, которой я занимаюсь - это всегда «Аквариум», потому что я делаю это не один, а вместе с людьми, которым доверяю и которых люблю. Но есть альбомы, которые по своему духу и настроению стоят в стороне от основной тональности «Аквариума». Тогда я использую инициалы «БГ», то есть в данном случае «БГ» - это просто псевдоним «Аквариума».

  • БГ - Сякухачи

Мне пришлось уже много говорить и много слышать про новый альбом. Спасибо всем, кто говорит про него хорошо, спасибо всем, кто его критикует - и то, и другое для меня важно. Но гораздо важнее для меня то, что этот альбом самим фактом своего существования подтверждает, что музыка не имеет отечества, не имеет границ, она одна для всех людей.

Если бы мне в 70-е годы сказали, что в песнях «Аквариума» будет играть саксофонист Мел Коллинз из «King Crimson», или Брайан Ино, или Ричард Томпсон - я бы решил, что говорящий сошёл с ума. Однако они играют, и, по-моему, их вклад делает альбом по-настоящему «аквариумским». Для меня «Аквариум» - это чудо, это то, что опровергает законы, то, чего не может быть, но оно есть вопреки любой невозможности.

  • БГ - На ржавом ветру

Песни для этого альбома писались в течение более, чем трёх лет, и написано было несколько больше, чем 9 вошедших на него. И три этих года я пел эти песни при каждом удобном случае всем своим друзьям и знакомым, пытаясь найти к ним ключ, узнать - кто эти песни, что они мне говорят, что говорят людям и что происходит с жизнью, когда они спеты.

Это, наверное, и есть самый верный метод - дать песням самим разобраться с собой, встать в какой-то порядок, завязаться друг с другом и превратиться в складную историю. Именно это и случилось. Я-то думал поначалу, что они про одно, а через пару лет пения начала проявляться их истинная природа, и они оказались про что-то гораздо большее. Я думал, что они - про то, что происходит вокруг, а они оказались про отношение души человеческой со временем и творцом времени.

  • БГ - Песни нелюбимых

В итоге альбом сам отобрал те песни, которые складываются в картину, и за бортом осталось более десятка песен, которые, как я поначалу думал, должны обязательно в нём быть, а они не попали. И напротив, вдруг выплыли песни, которые пропали несколько лет тому назад, и я уже не чаял их вспомнить, а они появились и сказали, что ждали своего часа.

Пример этого - песня «Соль». Я, на самом деле, написал её несколько лет тому назад. Написал, думал, что не дописал, спел один раз, но она оказалась как-то не ко двору - я и думать забыл про неё. И вдруг в процессе сборки этого альбома песня «Соль» явилась опять, и как будто бы с неё сняли пыльную вуаль - она заговорила и стала необходимой. Но при этом потребовала странной музыки, которой я придумать не мог. Я начал искать по всему миру, где же та музыка, которая здесь нужна. Поехал на Ближний Восток и записал замечательных игроков на сазе, кануне и тарбуках - хорошо, но не то… Начал искать среди знакомых, спрашивать всех. И вдруг гитарист Роберта Планта, большой знаток ближневосточной музыки Джастин Эдамс передал мне координаты тунисского мастера оркестровки и скрипача Зиеда Заури и сказал, что, по его мнению, Заури идеально подойдёт. Мы созвонились, ему понравилась песня, работа пошла, и, в итоге, всё встало на место. Слушайте сами.

  • БГ - Соль

Когда я готовил эту передачу, я опросил всех своих знакомых на предмет того, что бы они хотели услышать про альбом. Опрашивал, потому что искренне не могу представить себе, что можно рассказывать про эти девять песен, неожиданно сложившихся в историю. Для каждого эти песни будут значить что-то своё, о чём я и понятия иметь не буду. Каждый будет считать, что альбом именно про это, и что бы я ни рассказывал, на мнение человека это никак не повлияет - и слава Богу! Я всю жизнь говорил, говорю и буду говорить, что наши песни - это зеркало, в котором каждый узнаёт себя и свою жизнь.

А рассказывать где, отчего и при каких обстоятельствах написана какая песня - на мой взгляд, нелепая трата времени. Я знаю по себе: когда-то Леннон загадочно объявил, что во время написания песни «She’s Leaving Home» они с Полом думали о бананах. Как я ни примерялся к этой информации, мне от неё не было ни тепло, ни холодно. Мне неважно, о чём они думали, мне важно, что когда я слушаю эту песню, я оказываюсь в ни на что не похожем месте, как будто совершаю магическое путешествие, и оно учит меня чему-то жизненно важному для меня. Наверное, просто учит видеть красоту и задаёт уровень.

Есть песни, которые пишутся много лет (вот как «Соль»), а есть такие, что приходят сразу - как будто в раскопках какой-то неизвестной цивилизации находишь что-то, выкапываешь, очищаешь от пыли, и в руках у тебя оказывается удивительное произведение. Как будто эта песня где-то веками ждала своего часа и вдруг спустилась мне прямо в руки.

  • БГ - Ножи Бодхисаттвы

Пишут: «Новый альбом Бориса Гребенщикова «Время N» - хроники «времени разгула бесов», непростое путешествие от тьмы к свету в девяти песнях и, наверное, самая мрачная и отчаянная работа в его дискографии».
А я вот этого никак не вижу. Я вижу, как мне приходили в голову слова, и я обращал на них внимание, потому что я чувствовал в них правду. А если прислушаться, в них можно было услышать музыку, которая как ветер поднимала их в воздух. Оценить, насколько они мрачные и отчаянные я никак не мог, потому что это была моя собственная жизнь, а она какая есть, такая и есть. Я просто стараюсь сказать, как всё есть.

  • БГ - Прикуривает от пустоты

Вы уже, наверное, заметили, что я не ставлю в сегодняшней передаче заглавную песню - ту самую «Время N». Это делается специально: чтобы строение оставалось в вечности, один угол оставляют недостроенным. Да и у радио будет меньше проблем. А вы эту песню, если не слышали, услышите в другом месте.
Зато под конец позвольте мне вспомнить притчу, которая, по-моему, точно всё объясняет:

«Мужик жалуется Богу на жизнь: и то - не то, и другое - не то, и на работе проблемы, с женой беда, и долги, и здоровье… Господь слушает-слушает, потом говорит: это всё понятно, но ты мне вот что скажи - продлевать будем?»

Вот про то и альбом. Будем!

Спасибо!

  • БГ - Крестовый поход птиц