Запись эфира

Содержание

  1. Jon Hassell & Brian Eno - Ba-benzélé
  2. Jon Hassell - Power Spot
  3. Jon Hassell - Caracas Night September 11, 1975
  4. Jon Hassell - Dream Theory
  5. Jon Hassell - Last Night The Moon Came
  6. Jon Hassell - Dreaming

Здравствуйте!

Что-то мы совсем обуржуазились, и уже давно слушаем исключительно лёгкую развлекательную музыку; не пора ли сменить пластинку и предпринять экскурс в непроходимые джунгли, где швейная машинка встречается с зонтиком на операционном столе?

  • Jon Hassell & Brian Eno - Ba-benzélé

Сегодня мы слушаем Джона Хассела – американского трубача и композитора, известного разработкой и практикой музыкальной концепции, известной как «Четвёртый мир» и основанной на идеях минимализма, традиционной музыки со всех концов земли и электронного преобразования звука трубы. Его эксперименты оказали большое влияние на Питера Гэбриэла, Стинга и целую армию электронщиков.
Хасселл сотрудничал с многими прогрессивными деятелями музыкального фронта, включая того же Гэбриэла, Дэвида Сильвейна, Рая Кудера, Терри Райли, «Talking Heads» и других искателей новых путей.
Его единомышленник, коллега и близкий друг Брайан Ино сказал: «Джон Хасселл больше чем великолепный музыкант, и даже более чем одарённый композитор. Он изобретатель новых форм музыки – новых идей о том, чем может быть музыка и как ее можно создавать. Музыка Хасселла – то, чего я долго ждал.
Его труд идет от всего его существа и - следовательно – от его культурного опыта, без страха или предрассудков. Это оптимистическое глобальное видение, которое предлагает не только возможные музыки, но и возможные варианты будущего».

  • Jon Hassell - Power Spot

Джон Хасселл родился 22 марта 1937го года в Мемфисе, Теннесси.
«У нас дома валялся корнет моего отца, на котором он иногда играл мелодию-другую. Когда в школе начались занятия по музыке, я и взял то, что было под рукой».
Заинтересовавшись джазом, Хасселл играл в танцевальных оркестрах музыку в стиле Глена Миллера, потом решил учиться серьезно: поначалу в Рочестерском Университете под Нью-Йорком, потом в начале 60-х увлекся европейским авангардом - серийной музыкой, получил грант на поездку в Европу и два с половиной года учился у самого Карлхейнца Штокхаузена. Вместе с ним в классе занимались Ирвин Шмидт и Холгер Шукай, будущие основатели немецкой экспериментальной группы Can.
«Я был впечатлен музыкой Штокхаузена. Мне хотелось знать – откуда берутся такие ноты. В этот период жизни я забросил трубу и был предан абстрактной стороне музыки. Идея играть в рок-группе тогда мне и не могла придти в голову. Я шел по другому пути».
Вернувшись в Америку, он встретил Терри Райли и в 68-м году играл на его основополагающем альбоме «In C». Продолжив учёбу, он получил звание магистра музыковедения и сошёлся с основателем минимализма Ла Монтом Янгом.
«Общение с Терри и Ла Монтом Янгом была сильнейшим противоядием моим европейским переживаниям… я вошел в контакт с людьми, занятым тем, чтобы музыка приносила радость, а не просто была интеллектуальным упражнением.
В этом подходе была целостность; эта музыка действовала на все тело».

В начале 70-х он познакомился с музыкой индийского мастера Пандита Пран Натха и – вместе с Райли и Янгом – отправился в к нему в Индию, учиться иному видению музыки. Обучение у Пран Натха пробудило в Хасселле интерес к традиционной музыке и на альбоме «Vernal Equinox» он впервые использовал электронно обработанный звук трубы, чтобы имитировать технику пения, которой учил Пран Натх.
Хасселл говорит: «Всему, что я меня есть, я обязан Пран Натху. Первые несколько месяцев он учил меня пением: он пел фразу, я пел ее в ответ, и если мне удавалось спеть правильно, мы переходили к более сложной фразе. Это была устная передача. С ним я как будто перемещался на пять веков назад, в традицию пения, полностью посященного Богу; это было простое и очень действенное просветление, погружение в раннюю историю человечества. Потом я начал учиться делать это на трубе, а для этого нужно было забыть все, чему меня раньше учили.

Начиная с 73-го года я полностью погрузился в игру раг на трубе. Я хотел, что моя техника игры могла сделать что-то, чего никто в мире не может сделать. Моей целью было создать музыку, настолько вертикально интегрированную, что в любой момент никто не мог бы сказать, что какой-то ее элемент принадлежит той или иной культуре или жанру. То, чему я научился у Пран Натха - это суть всего, что я делаю с тех пор».
Чтобы было понятно, о чём мы - вот кусочек из альбома «Vernal Equinox».

  • Jon Hassell - Caracas Night September 11, 1975

В 1979 году Хассел знакомится с Брайаном Ино и записывает с ним альбом «Четвёртый Мир, том 1-й: Возможные Музыки».
«Брайан написал мне, что постоянно слушает «Vernal Equinox». Он пришел ко мне на концерт, потом мы встретились и он предложил сделать что-то вместе. Так началась наша долгая дружба, которая продолжается по сей день».
Следующий альбом Хасселла , записанный в 81-м году, назывался «Четвёртый Мир, том 2-й. Теория Снов в Малайе». В 83-м вышел «aka-Darbari-Java/Magic Realism». Критики были в восторге: «Неземная музыка; звуковая дорожка к фильму, играющему в мозгу. Эта музыка переносит слушателя в место высоко над землей, где легко дотронуться до любой культуры». Газета «Melody Maker» писала: «Любой человек, интересующийся новыми границами электронной музыки, должен найти время для того, чтобы исследовать уникальную смесь магии и музыки, которую создает Джон Хасселл».

  • Jon Hassell - Dream Theory

Впрочем самое время поговорить про теорию «Четвёртого мира». Слово Джону Хасселлу:
«В эпоху «Холодной войны» существовали два мира - Первый и Второй (то есть – по умолчанию - Советская Империя). Всё, не входящее в эти два мира, называлось Третьим и обычно обозначало неразвитые страны.
Однако именно эти неразвитые страны были местами, где традиция ещё жива и духовность по определению присутствует в музыке.
Четвёртый мир это как «Третий+1». Идея в том, чтобы совместить традиционную и духовную сторону Третьего Мира с технологией Первого».
Прошло больше 40 лет с момента выхода первого альбома Хассела; за это время «эстетика Четвёртого мира» проникла в самые дальние концы электронной – и не только – музыки.
Как говорит электронщик Макс Данбар, «с тем, как мы становимся более глобальными, всё начинает проникать везде и все вещи начинают влиять друг на друга. Может быть Джон просто был нечто вроде ясновидящего в этом аспекте; он предвидел - как всё будет смешиваться; и сам первый же этим занялся».
А Джей Ди Твитч, энтузиаст идеи «Четвёртого мира», замечает: «Тот факт, что музыку Джона Хасселла нельзя привязать к конкретному времени и месту, сделало её популярной. Она одновременно первична и хай-тек. Учитывая в какие нелепые времена мы живем, люди хотят иногда ментально уходить в миры снов».
«Спаривание двух реальностей, внешне совместимых, на плоскости, которая очевидно им не подходит» – так Макс Эрнст описывал свой подход к коллажу; тот же подход применяет и Джон Хасселл.
«Когда я (в 2009 году) записывал альбом «Прошлой Ночью Луна Прямо На Улице Сбросила С Себя Одежду», на моей стене висел плакат: «Я хочу сюрреализма, а не искренности». Мне интересны обычные вещи в странной атмосфере или странные в обычной.
Четвёртый мир – это точка зрения, задающая правила нахождения равновесия между накопленными знаниями и условиями, которые создают новые технологии».
И вот – как раз – заглавная мелодия с альбома «Прошлой Ночью Луна…».

  • Jon Hassell - Last Night The Moon Came

Когда я был юн, мне казалось, что люди старше 30 – уже глубокие старики, которым не место в чудесном мире, который мы имеем счастье населять.
С годами моя точка зрения стала более гибкой. И сейчас я делаю передачу про Джона Хасселла, которому – простите! – 81-й год и который выпускает альбом новой музыки – и ловлю себя на том, что мне интересно, какую музыку он будет играть на новом альбоме. Потому что никто не делает того, что делает он. И музыка эта вне времени и сколько ему лет, меня больше не волнует.
Он – как настоящий поэт Музы - говорит: «Четвёртый мир – и все другие процессы, к которые я имею отношение – имеют одну общую идею; эта идея – превосходство женщины».
А когда говорит поэт Музы, это всегда стоит услышать.

Спасибо!

  • Jon Hassell - Dreaming