Запись эфира

Содержание

  1. Les Swingle Singers - Fugue En Ré Mineur (Extr. De L’Art De La Fugue)
  2. Les Swingle Singers - Prélude Pour Choral D’ Orgue N° 1
  3. Les Swingle Singers - Aria (Extr. De La Suite En Ré Majeur)
  4. Les Swingle Singers - Prelude N° 9 (Clavecin Bien Tempéré, Vol. 2)
  5. Les Swingle Singers - Fuge VIII In D# Minor From «Das Wohltemperirte Clavier» Book 2
  6. Johann Sebastian Bach - The Well-Tempered Clavier: Book I: Fugue In C Minor (BWV 847)
  7. Les Swingle Singers - Fugue En Do Mineur (Clavecin Bien Tempéré, Vol. 1)
  8. Les Swingle Singers - Bourrée (Extr. De La Suite Anglaise N° 2)
  9. Les Swingle Singers - Fugue En Ré Majeur (Clavecin Bien Tempéré, Vol. 2)
  10. Les Swingle Singers - Prélude En Do Majeur (Clavecin Bien Tempéré, Vol. 2)
  11. Les Swingle Singers - Prélude En Fa Majeur (Clavecin Bien Tempéré, Vol. 2)
  12. Les Swingle Singers - Fugue En Ré Majeur (Clavecin Bien Tempéré, Vol. 1)
  13. Les Swingle Singers - Canon
  14. Les Swingle Singers - Sinfonia (Extr. Partita N° 2)

Здравствуйте!

В передаче на прошлой неделе последнее слово было «джаз». Будет гармонично начать сегодня именно с этого слова.
Итак, что бы такого сказать? Ну, вот, например - Джаз Себастьян Бах.

  • Les Swingle Singers - Fugue En Ré Mineur (Extr. De L’Art De La Fugue)

«Джаз Себастьян Бах».
Именно так назывался альбом французской вокальной группы «Swingle Singers», вышедший в 1962 году и определивший настроение 60-х не в меньшей степени, чем «Битлз» и «Rolling Stones».
А что это за настроение? Что такое появилось в 60-х, чего не было раньше?
Я бы сказал, что это нечто, что есть в каждом человеке; все люди знают это в самой глубине своего существа - восторг оттого, как прекрасен этот мир.
Конечно, это ощущение всегда было в людях, проблеск его можно увидеть даже в самые тяжёлые времена; но оно довольно редко отражалось в популярной музыке, потому что популярная музыка первой половины 20-го века создавалась по рецептам, взятым у классической музыки. Потребовалась сначала джазовая, а потом рок-н-ролльная революция, чтобы старые формы начали давать трещины, а через трещины начал просачиваться неожиданный свет.
Этим для меня и важна музыка 60-х. В развлекательную музыку начало просачиваться богословское откровение, просветление, часто выраженное уличным языком, но от этого не теряющее своей силы.

  • Les Swingle Singers - Prélude Pour Choral D’ Orgue N° 1

Но всё по порядку.
Кто такие - «Swingle Singers»?
В начале 60-х американский музыкант, живущий в Париже, Уард Свингл собрал несколько певцов и певиц (включая Кристину Легран - сестру прославленного французского композитора Мишеля Леграна) и организовал студийную вокальную группу, специализировавшуюся на джазовом пении «скэт». С ними сотрудничали такие звёзды, как Шарль Азнавур и Эдит Пиаф. Но жить одними подпевками скучно; они хотели большего.
И вот однажды они встретились, чтобы попеть «Хорошо Темперированный Клавир» Иоганна Себастьяна Баха - в качестве упражнения по пению с листа. Начали петь и неожиданно для себя обнаружили, что в музыке Баха присутствует естественный свинг - главная особенность хорошего джаза. Они заручились помощью контрабасиста и ударника и записали альбом джазовых интерпретаций Баха, чтобы продавать его друзьям и знакомым. Так появилась группа «The Swingle Singers».

  • Les Swingle Singers - Aria (Extr. De La Suite En Ré Majeur)

Друзья и знакомые несомненно купили несколько экземпляров, но в целом выпуск альбома во Франции прошёл незамеченным. Однако потом кто-то на фирме «Филипс» решил послать несколько копий альбома на радио в Америку. Сингл «Контрапункт 9» стал заметным хитом в 63-м году, и через месяц после выпуска альбома в Америке группа отправилась в тур.
Альбом получил несколько премий «Грэмми», и будущее коллектива засветилось так ярко, что пришлось надевать тёмные очки.

  • Les Swingle Singers - Prelude N° 9 (Clavecin Bien Tempéré, Vol. 2)

Начав в 60-е, «Swingle Singers» (или «Swingles», как они теперь называются) успешно продолжали играть и играют до сих пор (конечно, уже изменённым составом). На их счету - несколько десятков альбомов, где они поют всё - от вокальных джазовых обработок классики до народной музыки и авангарда. «Swingle Singers» стали известным явлением.

  • Les Swingle Singers - Fuge VIII In D# Minor From «Das Wohltemperirte Clavier» Book 2

Но давайте вместе посмотрим - далеко ли «Swingle Singers» ушли от первоначальных замыслов самого композитора.
Я поставлю вам подряд «фугу №2 си-минор» в исполнении великого интерпретатора музыки Баха Гленна Гульда - и версию той же фуги в исполнении «Swingle Singers».

  • Johann Sebastian Bach - The Well-Tempered Clavier: Book I: Fugue In C Minor (BWV 847)

  • Les Swingle Singers - Fugue En Do Mineur (Clavecin Bien Tempéré, Vol. 1)

На мой (конечно, совершенно непрофессиональный) взгляд, получается, что - при всей разнице в исполнениии - музыка говорит о совершенно одном и том же. Такая уж штука - музыка Иоганна Себастьяна Баха.
Не зря Бетховен называл его «бессмертным богом гармонии». Да и остальные композиторы и музыканты тоже не скупились на добрые слова.
Иоханнес Брамс: «Изучайте Баха. Там вы найдете всё».
Роберт Шуман: «Музыка обязана Баху, как любая религия - своему основателю».
Рихард Вагнер: «Бах - это самое потрясающее чудо всей музыки».
Макс Регер: «Бах - это начало и конец всей музыки».
Дмитрий Кабалевский: «Хотя любовь к музыке не обязательно означает любовь ко всем композиторам всех времён, однако истинная любовь к музыке не может существовать без любви к Баху».
А румынский философ Эмиль Мишель Чоран подытожил: «Музыка Баха - это единственный аргумент, доказывающий, что сотворение Вселенной нельзя считать полной неудачей».

  • Les Swingle Singers - Bourrée (Extr. De La Suite Anglaise N° 2)

А вот ещё - посмотрите, как филигранно сформулировал свою оценку музыки Баха Клод Дебюсси: «Если мы посмотрим на труды Баха - доброжелательного бога, которому все музыканты должны были бы возносить молитвы, чтобы он оградил их от посредственности - на каждой странице мы обнаружим вещи, которые мы считали появившимися только вчера, от восхитительных арабесок до прилива религиозных чувств более великого, чем всё, что мы встречали в жизни.
И тщетно мы будем искать в его музыке хоть что-нибудь, в чём не хватало бы хорошего вкуса».

  • Les Swingle Singers - Fugue En Ré Majeur (Clavecin Bien Tempéré, Vol. 2)

А вот как говорил сам Иоганн Себастьян: «Целью и конечным итогом всей музыки должно быть не что иное, как слава Божья и освежение души».
Но давайте разберём, что же на самом деле имеется в виду. По-моему, всё очень просто.

  • Les Swingle Singers - Prélude En Do Majeur (Clavecin Bien Tempéré, Vol. 2)

Когда я был совсем маленький и учился в первых классах средней школы, у меня возникли проблемы с чтением.
Всё, что интересно было читать дома, я прочитал ещё до того, как пошёл в 1-й класс (потому что грызть «Сагу О Форсайтах», «Записки Пиквикского Клуба» или переписку Чехова в семь-восемь лет как ни крути - неинтересно); друзей со шкафами, полными заманчивых книг, у меня не было; оставалась только школьная библиотека.
Библиотекарша была замечательная, она искренне старалась мне помочь - но и библиотечные ресурсы оказались исчерпаны катастрофически быстро. В виде исключения она запускала меня рыться на книжных полках, куда остальным школьникам доступа не было, но даже так я не мог найти того, что искал: в большинстве книг было написано совсем не то, что мне было нужно: быт и ничего больше. Теперь я понимаю, что искал свет в конце тоннеля; книги о насыщенной невероятными приключениями человеческой жизни, в результате которой герой к концу книги обретает знание, делающее его счастливым.
Я тогда не понимал, что я ищу то, что много тысяч лет ищет всё человечество: путь к истине. Но очень скоро этот путь к истине сам нашёл меня, приняв облик музыки - музыки «Битлз» и Баха.

  • Les Swingle Singers - Prélude En Fa Majeur (Clavecin Bien Tempéré, Vol. 2)

Что именно делает Бах в своей музыке - словами, наверное, сказать невозможно. Но журналист Дэйв Марш точно подметил по поводу его ливерпульских коллег:
«Никто никогда не мог сказать словами - что сотворили «Битлз», и никто этого никогда не сможет. Сделанное ими можно свести к клише или лозунгу, но ему нельзя подвести итог.
Если коротко, то они показали нам, что всё, на что мы надеемся - это правда.
В раннем рок-н-ролле содержался намёк на свободу; «Битлз» сделали эту свободу явной для всех - и эта свобода делала их счастливыми. Они пробились к ней с открытыми сердцами, не переставая смеяться над собственными предрассудками, и однако постоянно держась за источник этой свободы как единственную святую вещь в мире: смелость меняться не просто, чтобы быть другими, но чтобы стать более людьми.
Они хотели большего, чем просто изменить мир.
Это не было мечтой Элвиса, хотя мир изменился в ответ на него - Элвис хотел изменить свой мир. Это не было мечтой «Стоунз» - они хотели победить мир, пока мир не победил их. Это не входило в намерения Дилана - он хотел справедливости и свободы, а мир пусть будет сам по себе. «Битлз» взяли всё это и сказали: «Да, но мы хотим и ещё чего-то…» и в этом многоточии содержался вызов всем, кто их слышал.
Ринго сказал однажды: «В конце концов, «Битлз» были четырьми людьми, которые любили друг друга». Он скромничал.
«Битлз» любили друг друга, но они ещё любили всех нас, и они показали нам, как любить других. Они никогда не сомневались, что люди, просто будучи людьми, могут сделать мир лучше».
На первый взгляд кажется, что сравнивать «Битлз» с Бахом как-то политически некорректно. Но для меня это сравнение вполне обоснованно: и в них, и в нём есть это бессловесное, изначальное знание об изначальной и фантастической гармонии всего сущего.

  • Les Swingle Singers - Fugue En Ré Majeur (Clavecin Bien Tempéré, Vol. 1)

Однажды знаменитый суфий что-то старательно искал на улице у своей небольшой хижины. Садилось солнце; сгущались сумерки. Собралась небольшая толпа. Люди спросили его:
– Что ты ищешь?
– Я потерял иголку, - сказал он.
Люди сказали:
– Солнце садится и найти иголку будет трудновато, но мы тебе поможем. Где именно она упала? Если знать точно где, то найти будет легче.
Суфий сказал:
– Она упала не на дороге, она упала в доме.
Люди сказали:
– Мы всегда знали, что ты немного не в себе. Если иголка упала в доме, зачем же ты ищешь её на дороге?
– По простой и логичной причине, - сказал суфий, - внутри дома темно, а снаружи ещё есть немного света.
Люди засмеялись. Суфий сказал:
– Вы смеётесь, а между тем я только следую вашему примеру. Вы всегда ищете блаженства во внешнем мире, не задавая важнейшего вопроса: где вы его потеряли? Вы ищете его снаружи по той простой и логичной причине, что ваши органы чувств обращены наружу - и там есть немного света. Ваши глаза смотрят вовне, ваши уши слышат внешнее, ваши руки тянутся наружу - и именно по этой причине вы ищете снаружи. А я вам скажу, что вы потеряли блаженство не там, - и скажу по собственному опыту. Много жизней я искал блаженство снаружи, но однажды я посмотрел вовнутрь себя и увидел - не было необходимости искать; оно всегда было внутри.

  • Les Swingle Singers - Canon

Далай-лама сказал: «Если расширить своё «мы» до пределов всего человечества, то некому будет противостоять, некого бояться и ненавидеть. Это значит обрести мир, где нет ничего «твоего», потому что он принадлежит тебе весь. Мир - в душе».
Вот для меня музыка Иоганна Себастьана Баха даёт почувствовать именно это - что мир у нас в душе.

Спасибо!

  • Les Swingle Singers - Sinfonia (Extr. Partita N° 2)