Запись эфира

Содержание

  1. Johnny Kidd & The Pirates - Shakin’ All Over
  2. Sam The Sham & The Pharaohs - Wooly Bully
  3. Shocking Blue - I’ll Folow The Sun
  4. Lonnie Donegan - Rock Island Line
  5. Holger Czukay - Persian Love
  6. Cecil Taylor and Buell Neidlinger - O.P.
  7. Julie London - I’m In The Mood For Love
  8. Tim O’Brien - Brother Can You Spare A Dime?
  9. Eric Gales Trio - New Beginnings
  10. Heaven 17 - (We Don’t Need This) Fascist Groove Thang
  11. Tommy Roe - Hooray For Hazel

Здравствуйте!

Сегодня я буду ставить вам самые-самые разные песни, и объединять их будет только одно - что их непременно нужно послушать.

  • Johnny Kidd & The Pirates - Shakin’ All Over

Ну, во-первых, я не могу поверить, что никогда не ставил вам этой песни. Тем не менее, факты говорят сами за себя, и она звучит в «Аэростате» впервые. Так что, знакомьтесь - одна из классических песен Британии 60-х, и одна из классических групп - «Johnny Kidd & The Pirates» («Пираты»). Их гитарист Мик Грин до недавнего времени был классиком электрогитары, и его гением пользовались все - от Пола Маккартни и Вана Моррисона - до Роберта Планта и Лемми.
А теперь ещё одна песня тех времен - «Wooly Bully» - «Сэма-обманщика и его Фараонов».

  • Sam The Sham & The Pharaohs - Wooly Bully

А следующая песня не имеет за собой никакой громкой истории, но просто уж настолько хороша, насколько может вытерпеть разбитое сердце подростка. Помню по себе. И не могу не констатировать, насколько всё-таки лучше быть почтенного возраста. Правду говорят - жизнь начинается после 50; добавлю, что интересная жизнь начинается ещё позже - после 60, когда каждый день приносит новое озарение о природе бытия, иногда даже начинаешь удивляться - сколько же можно озаряться, вроде и так всё было ясно, а тут ещё и ещё, просто деваться некуда. Как же бесконечна природа в своей элементарной простоте…
Но разбитое сердце подростка всё равно никуда не деть, и оно прекрасно.

  • Shocking Blue - I’ll Folow The Sun

А эту песню просто не могу вам не поставить, потому что именно с неё начался в 50-х бум музыки «скиффл».
Если в Америке взрыв самодельной музыки начался с народников с угла Бликер и МакДугал, то в Англии бомбу под существующий музыкальный истэблишмент подложил Лонни Донеган. Его называли «самым успешным британским музыкантом до Битлз».
Он на своем примере показал, что для играния музыки не нужно дорогостоящих инструментов и, вообще, - сцены: достаточно дешевой гитары, ящика с палкой от швабры, на которую натянута басовая струна и стиральной доски вместо барабанов - и вот вы уже готовая группа. Играние музыки таким образом называлось «скиффл» (музыкальный жанр, включающий в себя элементы джаза, фолка и блюза и исполняемый на подручных или самодельных инструментах).
В июле 54-го Лонни Донеган записал скиффл-версию песни «Rock Island Line» (для сравнения свою первую песню Элвис Пресли выпустил в 56-м году, на два года позже. Хм, есть о чём подумать. Видимо, это носилось в воздухе).
«Rock Island Line» была первой пластинкой, ставшей «золотой» в Британии. Она оказала огромное влияние на музыкантов, услышавших её в детстве и юности. Одной из групп, сформированных под влиянием «скиффл» была группа «The Quarrymen», вскоре взявшая себе новое имя - «The Beatles».

  • Lonnie Donegan - Rock Island Line

А теперь музыка из совсем другого мира, но такая же первопроходческая.
Холгер Шукай многие годы был бас-гитаристом германских музыкальных террористов, группы «Can», про которых писали «они успешно заполнили собой пропасть между поп-музыкой и авангардом». А в свободное от основной работы время он продолжал эксперименты сам по себе; именно он изобрёл понятия «сэмплинг» и «world music». Он изучал музыку под началом Штокхаузена, а потом преподавал её, но однажды его студент заставил его послушать песню Битлз «I am a Walrus», и это изменило его ориентиры и его жизнь. Он начал слушать «Велветс» и Заппу, и в 68-м году был сооснователем группы «Can». Он покинул группу в 77-м году и занялся творческими экспериментами.
Вот один из них.

  • Holger Czukay - Persian Love

Говоря о музыкальных первопроходцах.
На прошлой неделе этот мир покинул один из праотцов фри-джаза пианист Сесил Тэйлор.
Майлз Дэвис писал: «Сесил Тэйлор всегда ненавидел меня, потому что я сказал, что он не умеет играть». Джазовый мэйнстрим так к нему и относился. Такая у него в 60-е была репутация, что владельцы джазовых клубов не давали ему играть, чтобы Тэйлор своей суровой и бескомпромиссной атональностью не распугивал им посетителей. А Тэйлор зарабатывал себе на жизнь мытьём посуды.
Сесил Тэйлор начал играть на пианино в 6 лет, окончил бостонскую консерваторию, вёл свой квартет, в 58-м записался с Джоном Колтрейном, но через год начал бунтовать против традиционных представлений о мелодии, гармонии и структуре.
«Я пытаюсь на пианино имитировать прыжки в пространстве, которые делает танцор» - однажды сказал он.
В 70-е годы мир начал потихоньку понимать, что делает Тэйлор, а начиная с 80-х к нему пришло заслуженное признание. Он дожил до 89 лет, не снижая скорости и продолжая играть с полной отдачей.
«Я создаю новый американский язык» - говорил он.

  • Cecil Taylor and Buell Neidlinger - O.P.

Раз уж мы заговорили о джазе, то я никогда не ставил вам гениальную певицу Джули Лондон. Прошу любить и жаловать.

  • Julie London - I’m In The Mood For Love

А вот ещё одна классическая песня.
Она была написана для бродвейского музыкального шоу «Американа» в 32-м году двумя классиками бродвейской песни - поэтом-песенником Эдгаром Харбургом и композитором Джеем Горни.
Оба они были родом примерно из-под Одессы, их семьи эмигрировали в Америку после волны погромов начала 20-го века. По странному совпадению похожая судьба у большинства классиков американской песни, включая Тёмкина, Ирвинга Берлина, Гершвина… Стоило бы об этом задуматься.
Однако, у песни «Брат, не пожалей 10 копеек» судьба совсем особенная. Поначалу её считали антиобщественной, пытались убрать из шоу и запретить передавать её по радио. В итоге она стала считаться, может быть, величайшей песней того времени - времени «Великой Депрессии» 30-х годов 20-го века. Может быть, именно благодаря ей, к власти пришел президент Франклин Делано Рузвельт.
А слова её - про любую страну и любую эпоху, когда власть не считает своих граждан людьми, достойными любви, заботы, уважения и внимания.

Они говорили мне, что я строю мечту,
И я встал вместе со всеми,
Когда нужно было пахать землю или нести оружие,
Я всегда был под рукой, чтобы сделать дело.

Они говорили мне, что я строю мечту;
Что впереди - мир и слава;
Почему теперь я оказался в очереди
За куском хлеба?

Когда-то я построил башню до самого солнца
Из кирпича и цемента;
Когда-то я построил башню, и вот она готова.
Братишка, не пожалей десять копеек…

  • Tim O’Brien - Brother Can You Spare A Dime?

Я много времени провожу в машине, и радио настроено на какую-нибудь волну, передающую музыку, которую я не знаю. И время от времени что-то заставляет меня навострить уши, схватить телефон и нажать волшебную кнопку «Шазам», чтобы немедленно узнать - кто это играет. Именно таким образом я узнал имя Эрика Гейла.
Он научился играть на гитаре, когда ему было 4 года; скоро уже играл с двумя своими братьями, забавно то, что его старший брат, научивший его гитаре - левша, и гитара у него была перестроена соответственно. И Эрик досих пор играет со струнами, перестроенными наоборот. Но как он играет!

  • Eric Gales Trio - New Beginnings

Стоит сказать «Human League», как знатоки музыкальной истории сразу откликнутся - «Ах! «Human League»! Великая электропоп-группа 80-х годов, а главный в ней - поющий человек с полуметровой чёлкой по имени Фил Оуки».
Но, если сказать «Ян Крэйг Марш и Мартин Уэар», то большинство знатоков задумается. А ведь это именно они придумали и основали «Human League», писали все песни, и хотели взять певцом своего старого приятеля Гленна Грегори, но он был занят, и им под руку попался носильщик из больницы по имени Фил Оуки. Случился некрупный успех, но этот успех напрочь их рассорил; Оуки видел «Human League» как поп-группу, а Маршу и Уэру мечталось совсем другое.
Будучи джентльменами, они уступили Филу с чёлкой название (вместе с концертными обязательствами), а сами обставились компьютерами, взяли певцом к этому времени уже освободившегося Гленна Грегори и назвали получившийся коллектив «Heaven 17» - по названию вымышленной поп-группы из книги Уильяма Бэрроуза - что уже сразу говорит об их подрывной направленности. Они хотели создавать музыку, которая ерошит сознание. Этим они и занялись. И хотя позже они обрели завидную репутацию и даже определённую популярность, их первый сингл вошёл в историю как артефакт эпохи и даже был запрещён «BBC».
Итак, прошу - «Heaven 17».

  • Heaven 17 - (We Don’t Need This) Fascist Groove Thang

Психолог Уильям Джеймс, брат писателя Генри Джеймса, писал:
«Власть алкоголя над людьми, без сомнения, объясняется его способностью возбуждать к деятельности мистические свойства человеческой природы, обыкновенно подавляемые холодом и сухостью повседневной рассудочной жизни. Трезвый рассудок суживает, анализирует, говорит «нет!»; опьянение расширяет, синтезирует, говорит «да!». Оно поистине великий возбудитель чувств, говорящих «да». Оно переносит нас от холодной периферии вещей - к их пылающему центру, и на мгновение сливает сознание с самой истиной».

Не то же ли самое относится к музыке?

Спасибо!

  • Tommy Roe - Hooray For Hazel