Запись эфира

Содержание

  1. Janelle Monáe feat. Brian Wilson - Dirty Computer
  2. Emma Tricca - Cobblestone Street
  3. Joan As Police Woman - Damned Devotion
  4. Eleanor Friedberger - He Didn’t Mention His Mother
  5. Liz Phair - Never Said
  6. Ashley Monroe ‎- Like A Rose
  7. Melody’s Echo Chamber - I Follow You
  8. Serafina Steer - Skinny Dipping
  9. Gwenno - Tir Ha Mor
  10. Nina Simone - I Wish I Knew How It Would Feel To Be Free

Здравствуйте!

Мудрые говорят, что мужчины идут через этот мир, а женщины его населяют. Скажу больше - делают его пригодным для жизни.
Случилось так, что я принадлежу к той половине, которая идёт сквозь мир, но пока я не понимаю вторую половину, моя точка зрения всегда будет однобокой, не цельной. И вот, чтобы проникнуться ощущением того, как ощущает мир вторая половина человечества, я хочу сегодня поиграть вам женские песни. И, готовя эту передачу, я отобрал из всех крупных имён за последние годы то, что тронуло меня больше всего - и хочу поделиться с вами видением этого пейзажа.

  • Janelle Monáe feat. Brian Wilson - Dirty Computer

Дженелль Моунэй, которую вы только что услышали - и певица, и рэппер, и продюсер. Дочь санитарки и шофёра-дальнобойщика - с детства хотела быть на сцене:
«В месте, где я росла, было много неразберихи и чуши - поэтому я создала свой собственный мир; я увидела, как музыка меняет жизнь человека, и начала мечтать о мире, где каждый день как аниме и Бродвей, где музыка падает с неба, и может случиться всё, что угодно».
Так и случилось. В 16 лет она, недовольная тем, как всё устроено, с друзьями основала музыкальную коммуну, потом работала с большей частью выдающихся чёрных артистов Америки, включая Принца, который был её учителем, Шона Комбса и Эрику Баду; у неё в кошёлке 6 «Грэмми», она только что выпустила свой третий сольный альбом, и на первой песне ей подпевает гений Брайан Уилсон.

Идём дальше.
Эмма Трикка. Она выросла в Риме, а ныне живёт в Лондоне. Однажды её песни услышал гениальный фолк-гитарист Джон Рэнборн. С этого и началась её новая жизнь. Как когда-то Пол Саймон она приехала в Англию и начала играть концерты в фолк-клубах. И вот теперь её новый альбом - «Святой Пётр» - вызывает восторг и у критиков, и у простых людей вроде нас с вами.

  • Emma Tricca - Cobblestone Street

Джоан Вассер была предана музыке с тех пор, как девочкой в консерватории пыталась передать дух Джими Хендрикса и Густава Малера с помощью малоподходящей для этого пятиструнной виолы.
И только в 36 лет в 2006 году - под псевдонимом «Джоан Как Женщина Из Полиции» - выпустила альбом, который выражал её саму.
С тех она как будто хочет наверстать потерянное время - пишет музыку к фильмам, продюсирует народную шотландскую группу «Лау», работала с Суфьяном Стивенсом, Джоном Кэйлом, RZA, Норой Джонс. И вот только что выпустила свой пятый альбом «Проклятая Преданность».
Не зря родители назвали её в честь Жанны Д’Арк - в ней присутствует та же интенсивность.
«Моё обычное место - место меланхолическое, но я танцую на крыше этой меланхолии. В альбоме слышно много боли. Но со мной всё в порядке. Я просто научилась хорошо выражать боль.
Я привыкла чувствовать, что делаю что-то не то. Или что-то не могу понять. Но дело в том, что понять это невозможно. Это просто жизнь. Я на самом деле начала чувствовать себя спокойно, приняв то, что я этого никогда не пойму. И мне плевать на это, мне просто придётся танцевать с этим так хорошо, как я могу».

  • Joan As Police Woman - Damned Devotion

«У меня нет музыкального образования, и я почти не умею играть на гитаре.» - говорит Элеанор Фридбергер - «Это вынудило меня научиться писать песни».
С 2003 по 2010 она играла со своим старшим братом Мэттом в дуэте «Fiery Furnaces». Записав пять альбомов, они добились уважения и признания, но денег это не принесло. Тогда Элеанор начала сольную карьеру и добилась серьёзного признания. Но это только часть истории, видимый кусок айсберга.
«Мы прошли огромный путь за довольно короткое время, сделали очень много всего; но на гастролях делили с братом номер, потому что не было денег на два номера. Часть меня печалится о том, что «Fiery Furnaces» не добились большего успеха, чтобы можно было продолжать записывать крайнюю и экспериментальную музыку, а одновременно я бы записывала то, что делаю сама по себе. Но быть в группе с собственным братом хорошо в том смысле, что можно заниматься музыкой и в 50, и в 60 лет, и никто не скажет, что это странно. Так что у нас есть ещё пара десятков лет».

  • Eleanor Friedberger - He Didn’t Mention His Mother

В 1993 году Лиз Фэйр выпустила свой первый альбом «Exile in Guyville» («Ссылка в город Мужиков»), где простыми и ясными словами без всякого стеснения изложила свое видение того, как в начале 90-х живётся женщине в мире мужчин - и стала «самой ненавидимой женщиной в городе Чикаго».
Она шла к этому не один год, сидя дома и придумывая собственные гитарные аккорды и записывая свои песни, которые были откровенны, как дневник, и раздавая друзьям кассеты с этими песнями. И когда пришло время записывать альбом, записала его как - песня за песней - ответ на классический мужикастый альбом «Роллинг Стоунз» «Exile on Main Street».
Лиз выросла в окружении учёных и художников-концептуалистов и видела альбом не как коллекцию песен, а как арт-объект, в котором важно не как он звучит, а что он делает. «Exile in Guyville» получился звуковой скульптурой или авангардной инсталляцией.
«Это было наглостью с моей стороны, но я хотела бросить вызов, сказать «Хэй, Роллинг Стоунз, девушкой в ваших песнях могла быть и я». Я хотела ответить им, показать - каково быть девушкой рок-звёзд. Из ребят в Викер-Парке Чикаго в начале 90-х никто не был рок-звёздами, но отношение к женщинам было именно такое.
Тогда в Чикаго была куча групп, пользовавшихся дешёвым жильём и огромными местами для репетиции. Все жили одним: кто вчера играл? Что играли? Предложат ли им контракт? Все знали друг друга, всё было грубовато, но по-своему очень наивно и невинно, потому что никаким успехом и не пахло. И когда я записывала свой альбом, меня достало быть девушкой парня в группе, достало, что мне говорят, что у меня нет вкуса в музыке, меня всё достало, и я имела полное право дать сдачи».
Теперь этот альбом входит в число 50 важнейших альбомов мира по оценке журнала «Rolling Stone».

  • Liz Phair - Never Said

А вот совершенно традиционная и совершенно новая звезда сегодняшего кантри - Эшли Монро. Слушаешь её интервью - и сталкиваешься с парадоксом: в наши дни, когда количество поющих, играющих и записыващихся женщин сравнялось с количеством мужчин, оказывается, что кантри-станции просто не играют музыку новых женщин, поющих кантри.

  • Ashley Monroe ‎- Like A Rose

Жила-была во Франции дева по имени Мэлоди Проше. И была у неё своя группа, и как-то раз её группа отправилась играть серию концертов с гордыми сыновьями австралийской психоделии «Tame Impala». И проскочила искра между ней и капитаном «Tame Impala» Кевином Паркером, и они пошли по жизни вместе и записали альбом её песен и назвали группу «Melody’s Echo Chamber».
И группа эта стала считаться авангардом французской современной музыки. Потом пришло время записывать новый альбом, но они поспорили и разошлись. Сердце Мэлоди было разбито, и новый её альбом - весь об этом. Но песни с первых продолжают жить и радовать.

  • Melody’s Echo Chamber - I Follow You

А вот дева по имени Серафина Стиир играет на арфе и поёт примерно следующее:

Мы пошли купаться голыми в реке
в жаркий солнечный день;
Я не должна была смотреть на тебя,
Но я смотрела, и смотрела.
Ты сердился, а зря,
Потому что тебе повезло выглядеть так, как ты выглядишь.
Я не могу перестать наслаждаться, глядя на тебя,
Не могу ничего с собой поделать.
Мы так устроены, что думаем о тебе хорошо;
Когда ты входишь в комнату, мы немедленно верим тебе,
Но всё равно выглядим испуганными.
Всё слишком просто, потому что ты везучий.
Как же ты выглядишь!

  • Serafina Steer - Skinny Dipping

Гуэнно - как когда-то Мэри Хопкин - родом из Уэльса. Когда-то она играла на синтезаторе у Элтона Джона и пела в группе «The Pipettes», а теперь записывает совсем сегодняшние альбомы на почти забытых уэльском и корнуэльском языках, продолжая дело своей мамы - социальной активистки, боровшейся за признание горного Уэльса самостоятельной страной. И вот она поёт на уэльском и корнуэльском, а чувство узнаётся даже несмотря на то, что слова непонятны.

  • Gwenno - Tir Ha Mor

А закончить сегодняшнюю программу я хочу песней великой Нины Саймон - совсем не сегодня написанной песней, просто песней на все времена, песней с точным названием: «Хотела бы я знать, каково это - чувствовать себя свободной».
Вот для того и есть искусство - дать человеческой душе свободу.
В венском музее «Альбертина» сейчас идёт выставка американского художника-авангардиста Кита Хэринга (того самого, который в 80-е годы был главным источником вдохновения для живописи Виктора Цоя и его компании).
И на стене там висит фраза Кита: «Искусство должно быть чем-то, что отпускает душу на волю, провоцирует воображение и подбадривает людей идти дальше. Оно не манипулирует человеческим, а празднует его».
Вот о том и песни, которые я играл вам сегодня - о праздновании того, что мы люди, и что мы живы.

Спасибо.

  • Nina Simone - I Wish I Knew How It Would Feel To Be Free