Запись эфира

Содержание

  1. Talking Heads - Crosseyed And Painless
  2. Talking Heads - Born Under Punches (The Heat Goes On)
  3. Talking Heads - The Great Curve
  4. Talking Heads - Once In A Lifetime
  5. Talking Heads - Houses In Motion
  6. Talking Heads - Listening Wind
  7. Talking Heads - The Overload
  8. Talking Heads - Seen And Not Seen

Здравствуйте!

Сегодня я хочу воздать должное одной из лучших групп 80-х годов и их лучшему альбому.
Так принято считать, и я не стану противоречить общепринятой точке зрения: иногда эта музыка кажется мне печальной и занудной, иногда слушая её мне хочется заняться иглоукалыванием или пчеловодством, иногда я впадаю от нее в пароксизмы восторга, иногда я не знаю - как я попал сюда.
Но она всегда вызывает во мне желание, имея её в виду, двигаться дальше; и другого такого альбома в музыке я не знаю.
Дамы и господа! «Talking Heads». «Remain In Light».

  • Talking Heads - Crosseyed And Painless

На дворе стоял 80-й год. После долгого тура в поддержку альбома «Страх Музыки» группа «Talking Heads» находилась в глубокой задумчивости.
Три их предыдущих альбома сделали их важнейшей из всех американских групп новой волны, но возникла ситуация, которая никому не нравилась - фронтмен, певец и поэт группы Дэвид Бёрн был в состоянии «психологической паранойи и личного мучения» оттого, что на нём лежала ответственность за писание новых песен, а басистка Тина Веймут обсуждала со своим мужем ударником Крисом Францем - не уйти ли им вообще из группы; Тина считала, что Дэвид Бёрн чрезмерно пытается всё контролировать, а Крис не хотел покидать группу.
Пользуясь отпуском, Дэвид с другом и продюсером Брайаном Ино занялся созданием экспериментального альбома «My Life In a Bush of Ghosts», а Тина и Крис отправились на долгие каникулы в Карибское море, обсуждать состояние группы и их семьи. По ходу дела они начали изучать церемонии гаитянского вуду, играть на местных ударных инструментах и в итоге купили себе квартиру над студией «Компасс Пойнт».
В начале 80-го года к ним в гости приехали Бёрн и гитарист Джерри Харрисон. Зашла речь о новом альбоме. Никто не хотел, чтобы «Talking Heads» превратились в певца и аккомпанирующий коллектив; по словам Бёрна идеалом, к которому они стремились, было «принести личные эго в жертву совместному творчеству». Решили изменить процесс творчества - если раньше группа вместе писала музыку на тексты Дэвида, то теперь «Talking Heads» решили играть и записывать инструментальные джемы, а там уж что-нибудь да напишется.
Неохотно приехал Брайан Ино - продюсировав два альбома «Talking Heads», он не очень хотел продолжать работать в условиях напряга. Но выслушав демо, записанные к новому альбому, весьма заинтересовался.
И дело пошло.

  • Talking Heads - Born Under Punches (The Heat Goes On)

Запись началась в июле 1980 года и происходила крайне необычно.
Образцом, к которому нужно было стремиться, был выбран афробит-альбом Фела Кути «Афродизиак», но это не было подражанием - Джерри Харрисон говорит, что целью было не имитировать афробит, а смешать афробит и рок.
Всё записывалось в минималистском стиле на одном аккорде, менять который не разрешалось под страхом смерти.
Таким образом главным было добиться необычного ритма.

Группа играла джемы, потом выбирала лучше всего получившиеся куски, делала из них кольца и строила песню на этих кольцах. Теперь это легко делается с помощью сэмплеров и компьютеров, но тогда этой технологии просто не существовало. Дэвид Бёрн говорил: «Мы были людьми-семплерами».
Однако ключом к записи были продюсерские приёмы и отношение Брайана Ино. Главным для него было добиться спонтанности и выражения инстинктов, не зацикливаясь на качестве получаемого звука. Он объяснял творческий процесс так: «Мы глядим на окружающий мир и говорим: «В каком фантастическом месте мы живём. Давайте праздновать это».

  • Talking Heads - The Great Curve

Получившиеся записи заставили Дэвида Бёрна пересмотреть свой подход к пению: он пытался петь под то, что получилось, но звучало это надуманно.
На Багамах записать голос не получилось, и когда он вернулся в Нью-Йорк, он понял, что не может написать стоящие слова. «Writers block», как это называется по-английски.
Пока он рвал на голове волосы и посыпал их пеплом, Джерри и Ино работали над записями, а Тина и Крис вообще перестали появляться в студии. Начали возникать подозрения, что альбом никогда не будет закончен.
Выход из кризиса последовал, когда Ино пригласил уже игравшего на предыдущем альбоме гитариста Адриана Белу с гитарным синтезатором. Он наиграл во всех песнях всяких удивительных звуков.
После этого Бёрн свалил всё записанное на кассеты, и начал без конца слушать их, пытаясь понять - что и как нужно петь. Вспомнилось, что африканские музыканты часто забывают слова и прямо на месте придумывают новые; тогда Бёрн взял кассетник и начал напевать бессмысленные звуки, что приходили ему в голову.
Этот метод совпадал с идеей Ино, который всегда считал, что слова - не главное в песне. Дэвид слушал и слушал бессмысленный набор звуков, спетый им, пока не начинал слышать в них слова. Записывал эти слова и пел их.

Когда Бёрн был удовлетворен результатами своего пения, на подпевки пригласили соул-певицу Нону Хендрикс и записали все подпевки втроём: Бёрн, Ино и Нона. Для записи духовых позвали приятеля Ино и Дэвида Джона Хассела.

  • Talking Heads - Once In A Lifetime

Темпы записи поражают.
Запись начали в июле, а уже в августе 80-го Ино свёл альбом. Дэвид Бёрн описывает окончательный результат, как «духовный труд - радостный, экстатический, и при этом совершенно серьёзный».
«В итоге в альбоме оказалось меньше африканизмов, чем мы думали; но оказалось, что передать в музыке африканские идеи было для нас важнее, чем специфические ритмы.
Музыка была не такой уж мелодической, но она передавала что-то, что в то время казалось новым, трансцендентным и, может быть, даже революционным».

  • Talking Heads - Houses In Motion

Альбом вышел в свет 8-го октября 1980 года и был принял большинством критиков как «важное культурное событие».
Писали: «»Remain In Light» - это одновременно пугающая и смешная музыка, под которую можно думать и танцевать, танцевать и думать - и так до бесконечности; этот альбом заслуживает определения «классический»; он подтвердает статус «Talking Heads», как самой приключенческой американской группы. Это просто магическая музыка».
Поначалу альбом был просто назван лучшим альбомом 1980 года; с прошествием времени он стал считаться одним из лучших альбомов десятилетия, а потом одним из лучших альбомов популярной музыки.

  • Talking Heads - Listening Wind

Альбом является замечательной иллюстрацией того, как Брайан Ино работает с творчеством.
Хорошо известен его набор карт под названием «Неявные Стратегии» - когда запись заходит в тупик, и непонятно - что делать дальше, нужно перетасовать карты и достать из колоды карту с загадочной инструкцией, вроде «Используй старую идею», «Спроси своё тело», «Работай на другой скорости» или «А что бы сделал твой лучший друг?». Этот набор карт был разработан Ино и берлинским теоретиком искусства Питером Шмидтом в начале 70-х и широко используется для выхода из творческого кризиса, не только в искусстве, но и при решении деловых проблем. Анекдотами про методы Ино полнится музыкальный мир.
Как говорит сам Ино: «Важен не конечный пункт, а смена пейзажей».
Хорошим примером применения методов Ино была песня «Перегрузка»; это была попытка «Talking Heads» воссоздать звучание британской пост-панк группы «Joy Division». Неожиданным поворотом было то, что ни один участник «Talking Heads» никогда не слышал «Joy Division». Они строили звук, исходя из описаний «Joy Division» в музыкальной прессе.

  • Talking Heads - The Overload

Альбом достиг 19-го места и подготовил почву для прорыва на следующем альбоме «Speaking In Tongues», на котором был единственный «Top 10» хит «Talking Heads» - «Burning Down The House», что в свою очередь повлекло за собой тур, во время которого был снят один из лучших концертных фильмов в истории - «Stop Making Sense».
Музыкальные идеи альбома привели к дальнейшему развитию «Talking Heads», и они не переставали идти вперёд, пока не развалились в 91-м году, безуспешно пытаясь решить - кто же у них начальник.
Журнал «Питчфорк» подвел итог: «В 80-м году «Talking Heads» собрались в студии «Нассау» с Брайаном Ино и создали альбом беспрецедентной музыки. Одновременно крайне экспериментальный и поп-доступный - «Remain In Light» остаётся их определяющим моментом».
Вот оно как бывает.

Спасибо!

  • Talking Heads - Seen And Not Seen