Запись эфира

Содержание

  1. Chieftains feat. Paddy Moloney - Le Lys Vert
  2. Lumiere - Cailín Deas Crúite Na Mbó
  3. Traffic - John Barleycorn
  4. Tommy Makem & Liam Clancy - Willie McBride
  5. Skipinnish - The Island
  6. Chieftains & The Rankin Family - An Innis Aigh
  7. Fisherman’s Friends - The Leaving Of Liverpool

Здравствуйте!

Вот уж действительно правду сказал поэт: «Трудовые будни - праздники для нас.»
Сегодня у нас снова праздничная передача в честь кельтского праздника урожая - Люнассада, который случится в аккурат через 3 дня.

  • Chieftains feat. Paddy Moloney - Le Lys Vert

Уж 13 лет мы всё празднуем и празднуем вместе с вами старинные кельтские праздники, и, естественно, у любого человека может возникнуть резонный вопрос - а с какой стати?
А потому (по умолчанию предполагаем мы), что древние кельты, изобретатели поэзии и наследники какой-то головокружительной мудрости, знали что-то об этом мире, что мы тоже раньше знали, но забыли, а в их музыке и традициях это сохраняется, и мы вслушиваемся в эту древнюю музыку, чтобы вернуть себе свою собственную историю (столь старательно выкорчеванную добрыми людьми) и снова стать целыми. Ведь именно в Ирландии барды - певцы священных песен - словом останавливали битву, и ни одно решение короля не принималось без их согласия, потому что поэзия и музыка тогда - там обладали силой. И сила эта никуда не делась - просто мы о ней забыли. А совершенно зря.
И если прислушаться к их музыке и традициям, то можно вспомнить знание, которое было раньше у нас - потому мы происходим из одного корня, и когда-то мы были одним.

  • Lumiere - Cailín Deas Crúite Na Mbó

А какая же сила и какое знание в их музыке?
Вряд ли это получится сказать словами, но почему бы не попробовать?
А раз сегодня мы готовимся праздновать старинный праздник урожая - то с этого бока и возьмёмся: откуда в искусстве появляется урожай?
Специалисты говорят, что произведение искусства рождается из: а) вдохновения, без которого ничего хорошего никогда не произойдёт, - и б) труда, без которого любое вдохновение пропадает впустую.
Говорят, что творец что-то ищет; а вот Пикассо сказал: «Я не ищу, я нахожу». И, пожалуй, я с ним соглашусь. Процесс творчества, вообще, лучше не пытаться описывать словами. Это всегда чудо, а чудо, знаете, в слова «не лезет».
А вот что же это такое, что мы находим?

  • Traffic - John Barleycorn

Часто приходится читать про историю того, как создаются шедевры; и когда описываются сложности, возникавшие при этом у автора, я каждый раз думаю: история крайне поучительная, но ничего не прибавляет к тому, чем автор хотел со мной поделиться и ради чего он всё это делал - вот именно поэтому я в любом музее стараюсь оторваться от гидов, рассказывающих всяческие истории как про картину, так и про художника, её написавшего. Мне этого не нужно - это только мешает мне увидеть эту картину и принять заряд, заложенный в ней для меня.
Ведь художник пишет картину - как и певец поёт песню - не чтобы обратить внимание на себя любимого, а чтобы у того, кто видит эту картину или слышит песню, произошло внутри чудо узнавания истины. Как сказал тот же Пикассо - «Искусство смывает с души пыль повседневности».
Я помню, как со мной случилась любовь к «Битлз»: я услышал музыку, ничего про них толком не зная, и она моментально осветила - освятила - мой мир; помню как случалась любовь к Моне - я увидел на выставке в Академии одну его картину из запасников Чикагского музея - просто розовый и зелёный дом на берегу реки - и такая невероятная красота и правда была в этой картине, что больше говорить было нечего.
Боюсь, что если бы рядом случился какой-нибудь сладкоголосый гид - ему бы сильно не поздоровилось. То, что происходит между зрителем и произведением искусства - что-то не имеющее названия - совершенно интимное, и одновременно много действеннее ядерного взрыва, потому что может изменить жизнь человека навсегда.

  • Tommy Makem & Liam Clancy - Willie McBride

Что же о свободе творчества, или о экспериментальном и популярном искусстве.
Есть тезис, что художник должен делать то, что он чувствует - должно быть сделано. А с другой стороны есть китайская пословица: «Говори, если твое слово сделает тишину лучше.»
Можно сделать аудиозапись того, как человек ходит по комнате (или как Энди Уорхол - снять фильм, в котором человек пять с половиной часов спит), но что от этого изменится в мире? Станет ли тишина лучше? Да и вообще - должно ли искусство делать лучше?
Мне кажется, что искусство ничего никому не должно; но сам я предпочитаю искусство, которое будит во мне радость быть живым; а это наверное зависит только от силы автора, его дара (как говорил Шри Чинмой) «притягивать небо на землю».
И вообще, как сказано у Луки, «дерево узнаётся по плодам его».
Давайте на плоды и посмотрим.
Вот Александр Генис точно сказал однажды: «Экспериментальным искусством называют неудавшееся искусство; то, что удалось, не требует объяснений».
А тогда что такое - удавшееся?
Как говорили мудрые:
Музыка, как и всякое другое искусство, совершенно не важна сама по себе. Она становится важной только когда мы слышим её и она стимулирует в нас поток переживаний; она становится Божественной, когда переживания вызванные ею в нас, помогают нам различить Божественность в окружающем нас мире.
Вот это и есть то главное слово, которое мне было нужно: «помогают различить Божественность в окружающем». Вечное в преходящем. Стихи в соре. Нирвану в Самсаре.
Тест настоящей поэзии - читать стихи во время бритья - от хороших стихов волосы встают дыбом - именно потому мы вдруг в повседневном чувствуем Божественное.

  • Skipinnish - The Island

Хромой Олень - шаман племени сиу (лакота) - сказал так: «Я не забулдыга и не святоша. Сам колдун не должен быть «святым». Он должен уметь опускаться на дно, как насекомое, и взмывать в поднебесье, подобно орлу. Должен быть богом и дьяволом одновременно. Быть хорошим колдуном - значит находиться в центре бури и не искать убежища. Это значит познавать жизнь во всех её проявлениях. Это значит быть иногда безумцем. Это свято».

  • Chieftains & The Rankin Family - An Innis Aigh

Говорят, что Всевышний, населяющий душу каждого живого существа, смотрит на мир нашими глазами, ощущает нашей кожей и слышит нашими ушами. Вот только обычно мы этого не замечаем; мы слишком заняты своими мыслями, делами, обидами, повседневной суетой. Той самой, от которой нас, по словам Пикассо, может очистить искусство.
Нужно потратить много времени, чтобы наконец стать молодым. Молодым - то есть не потерявшим веру в чудеса этого мира; а поскольку весь мир - это чудо, то молодой - этот тот, кто может всё. Как сказал Кафка - «Молодые счастливы, потому что в них есть свойство видеть красоту. Любой, кто сохраняет эту способность, никогда не состарится».
Вот это я и называю хорошим урожаем.

С праздником урожая всех нас, и пусть наш урожай в этом году будет обильным!

Спасибо!

  • Fisherman’s Friends - The Leaving Of Liverpool