Запись эфира

Содержание

  1. Dave Edmunds - I Hear You Knocking
  2. Rockpile - Teacher Teacher
  3. Les Negresses Vertes - Zobi La Mouche
  4. The The ‎– This Is The Day
  5. Scritti Politti - The World Girl
  6. Umm Kulthum - Alf Leila Wa Leila
  7. Wardruna - Raido
  8. Ambrose Slade - Knocking Nails Into My House
  9. Felt - The World Is As Soft As Lace
  10. Unicorn - Ooh Mother

Здравствуйте!

В 1971 году в чуть ли не первом интервью после распада «Битлз» Джон Леннон, переехавший в Нью-Йорк, сказал, что единственный современный британский музыкант, который ему нравится, это Дэйв Эдмундс и его песня «I Hear You Knocking». Много лет я удерживал себя всеми силами, пытаясь не послушать эту песню - ведь должны быть в жизни загадки.
Но чувствую - всё, не могу больше. Пришло время.

  • Dave Edmunds - I Hear You Knocking

Вообще-то Дэйв Эдмундс - отличный продюсер эпохи «паб-рока» (на его счету тьма хитов, от Элвиса Костелло до Пола Маккартни, «Stray Cats» и «Status Quo»), а песню эту он записал сам по себе в 1970 году.
Он всегда работал сам по себе: много лет снимал студию в глухом краю, приходил туда поздно вечером и работал до утра, иногда накладывая по 40 гитар на одну песню. Однако, в 76-м году он встретился с коллегой по духу Ником Лоу, и они основали настоящую группу - «Rockpile». И вот как они звучали.

  • Rockpile - Teacher Teacher

Один поэт шёл-шёл по улице, потом вдруг хлоп себя по лбу и сказал:

Верю я,что сбудется предвестье
Мной предвосхищённое в мечтах,
И пройдёт по тихому предместью
Лев Толстой в оранжевых портах.
И Тургенев, дурь смешавши с дрянью,
Дружески прошепчет в ухо мне:
Чу! Смотри - Есенин гулкой ранью
Поскакал на розовом слоне.

Однако, если посмотреть на это с научной точки зрения, то станет ясно, что помимо розовых слонов есть и зелёные негритянки; и ещё неизвестно - кто из них более матери-истории ценен.
«Зелёные Негритянки» или «Les Negresses Vertes» - один из важнейших музыкальных экспортов Франции. Они образовались в Париже в 1987 году. Они уникум - ведь даже ёжику известно, что в современной популярной музыке, чтобы достичь успеха за пределами своей собственной страны, нужно петь на английском языке. «Negresses Vertes» - одна из немногих групп, которым удалось опровернуть это правило.
Их музыка - это смесь панка, фанка, фолка, рэггей, фламенко, рай и всего остального. «Городская народная музыка» - говорят они. Продюсер Лоран Марсо описал их так: «Представьте себе, что Эдит Пиаф джемует с «Pogues», играя латинскую музыку - и все участники получают от этого неописуемое удовольствие.»
А название происходит от одного из оскорблений, сыпавшихся на группу, когда они играли на танцах где-то в глубинке. Знающие их друзья говорят: «Они были друзьями ещё до того, как стали группой; они до сих пор живут одной большой семьёй - или даже коммуной - и это помогает им справиться со всеми трудностями и сохранять чувство юмора».

  • Les Negresses Vertes - Zobi La Mouche

Но бывает и совсем наоборот.
Про коллектив «The The» известно, что они пост-панки и состоят из джентльмена по имени Мэтт Джонсон и всех музыкантов, которых он приглашает к себе в партнёры.
Началось всё в ноябре 77-го, когда Мэтт поместил объявление в газету «New Musical Express», в поисках партнёров, любящих «Velvet Underground» и Сида Баррета. И пошло-поехало.
В 79-м году они впервые выступили на публике. С тех пор «The The» записали огромное количество альбомов, добивались хорошего коммерческого успеха (с Мэттом играл гитарист «Smiths» Джонни Марр). Мэтт вместо того, чтобы играть концерты, распускал группу, собирал её снова, снимал фильмы и гастролировал с ними. Они меняли место жительства, переезжали в Нью Йорк, возвращались обратно - в общем, чего только ни было.
Последние 15 лет Мэтт, всегда старавшийся не привлекакть к себе внимания, вообще скрылся с радаров и писал музыку для кино. Но в прошлом году было объявлено что Мэтт работает над новой музыкой и собирается снова играть концерты. В июне этого года «The The» успешно выступили в Альберт Холле - сага продолжается.

  • The The ‎– This Is The Day

А раз уж мы поставили «The The», то нужно поставить и «Scritti Politti». Потому что у группы «Scritti Politti» история очень похожая; это тоже один человек - Грин Гартсайд, периодически собиравший отборных музыкантов, чтобы играть концерты и записывать альбомы. И организовались они тогда же - в 77-м году. И даже иногда играли вместе с «The The».
Как положено выпускнику арт-колледжа, занимавшемуся философией, Грин Гартсайд не упускал случая копать как можно глубже. Только на концерте «Скритти Политти» можно было услышать такое предисловие к песне: «Вот совсем новая песня, даже слова ещё не написаны: но мудрейшие и лучше всех разбирающиеся среди вас без сомнения обратят внимание на некоторые ссылки на Ричарда Рорти и Иммануила Канта».
А началась группа с того, что несколько друзей - группа-как-коммуна - самовольно заняли пустующую квартиру в лондонском молодёжном районе Кэмден, и к ним приходили в гости друзья. Грин рассказывает: «Мы были частью большой группы молодых коммунистов и социалистов. Люди слышали про нас и приезжали бывало что со всей Европы, просто стучались в дверь и мы всегда всех приветствовали. Не-музыкантов в группе было больше, чем музыкантов; каждый человек приходил с новой информацией, музыкой, идеями, и мы говорили сутками напролёт. И наша музыка возникала как реакция на эти бесконечные дискуссии».

  • Scritti Politti - The World Girl

Но перейдём к чему-то совершенно другому. Обратим взор на Восток.
Певицу Ум Култхум называют «Звездой Востока», «голосом Египта» и «Четвёртой Пирамидой»; она покинула этот мир в 75-м году, но до сих пор остаётся одной из величайших певиц 20-го века. Факты говорят сами за себя - её музыка разошлась в количестве более 80 миллионов пластинок.
Родилась она в маленькой деревне в дельте Нила в семье имама местной мечети и ещё в детстве запомнила весь Коран. Тогда же у неё обнаружился дар пения: ещё в пять лет она подражала тому, как поёт отец - он заметил это и разрешил ей выступать вместе с собой. А поскольку девочка не могла выступать перед мужской аудиторией, отец одевал её как мальчика.
Когда ей было 16 лет её заметил популярный тогда певец Абу-ль-Аля Мухаммед, который обучил её классическому репертуару. Вскоре она стала одной из самых любимых народом певиц Египта.
Пик её славы пришелся на бурные в Египте 50-е годы. Популярна она была настолько, что речи тогдашнего египетского президента Насера транслировались после её песен, чтобы эти речи услышало как можно больше народа. Пока она не ушла на пенсию, миллионы египтян почти сорок лет ждали первого четверга каждого месяца, когда она давала по радио свой ежемесячный концерт. Её называли просто «Эль-Ситт» («Леди»).

  • Umm Kulthum - Alf Leila Wa Leila

Норвежскую группу «Wardruna» основал рунный мастер Эйнар Селвик в 2003 году. То есть это теперь он рунный мастер. Он говорит «Я хотел взять древние идеи, древние техники и древние инструменты, но применить их для сегодняшнего слушателя».
15 лет Эйнар с «Вардруной» записывал трилогию альбомов «Рунальод» - «Gap Var Ginnunga», «Yggdrasil» и «Ragnarok», где каждая песня посвящена одной из 24 рун древнейшего рунного алфавита.
«Руны - моя величайшая страсть. Я изучаю их больше половины своей жизни. У каждой руны есть своё символическое значение, и цель - интерпретировать это значение; однако руны не преподносят вам истину на блюдечке; вопросов здесь больше, чем ответов.
Суть «Вардруны» - это связь с природой. Иногда, чтобы записать песню, мы выбирали место и день; песню руны воды мы записывали, стоя в воде посреди реки. Для песни руны Наудир - Необходимость - я постился два дня и потом ушёл в горы, где снег бил в лицо горизонтально, и шёл до тех пор, пока это не стало смертельно опасно. Для руны берёзы мы отправились в лес и играли на берёзах. Вероятно, можно было отрезать ножку от стола и получить такой же звук, но я на 100% уверен, что слушатели чувствуют разницу».
Музыка «Вардруны» - магия ещё и потому, что музыканты используют древние инструменты - «многие ещё из каменного века» - добавляет Эйнар; «у нас есть копии бронзовых труб, которым больше 3000 лет. Многие инструменты мы делали сами, ходили по музеям, советовались с археологами.
Работа над трилогией заняла 15 лет; это была огромная работа, но по-своему можно сказать, что эту музыку писали руны, а мы были только инструментами».

  • Wardruna - Raido

Все, кто помнят 70-е годы, наверняка помнят и весёлую и разухабистую группу «Slade». Однако мало кто помнит, что до того, как стать «Slade», они были прогрессивными рокерами «Ambrose Slade», и есть целый альбом «Beginnings», изданный только много позже, когда они уже потеряли имя «Эмброуз» и стали народными любимцами «Slade».
Слушаешь - и поражаешься: ведь «Slade», казалось, знали только три аккорда и просто как-то удивительно хорошо ими пользовались. Ан нет ведь, оказывается, до того, как перейти на эти три аккорда, они умели играть всяческие сложные вещи и были на самом деле прекрасными музыкантами.

  • Ambrose Slade - Knocking Nails Into My House

А вот ещё одна группа из эпохи пост-панка восьмидесятых. Группа «Фелт». Они начались в 79-ом году, а в 89-ом Лоуренс (известный только именем без фамилии) провозгласил, что собирался выпустить за десять лет 10 альбомов и 10 синглов, и сделав это, считает свою работу законченной. Послушаем.

  • Felt - The World Is As Soft As Lace

А группу «Unicorn» в народе помнят, в основном, потому, что их, ещё даже не начав сходить в гроб, приметил и благословил гитарист «Пинк Флойд» Дэвид Гилмур. И не только благословил, но ещё и продюсировал пару альбомов. И было то в давних 70-х годах.
Но, собственно, что это мы всё про музыку? Или мы забыли, что говорить про музыку - это то же самое, что танцевать про архитектуру? Так что станцуем про архитектуру, а единорог нам споёт.
Тем более, что сейчас самый разгар августа, скоро начнут желтеть листья и наступит невероятный сентябрь - сезон для змей. А значит всё самое интересное только начинается.

Спасибо!

  • Unicorn - Ooh Mother