Запись эфира

Содержание

  1. Jimi Hendrix Experience - And The Gods Made Love
  2. Jimi Hendrix Experience - Have You Ever Been (To Electric Ladyland)
  3. Jimi Hendrix Experience - Crosstown Traffic
  4. Jimi Hendrix Experience - Little Miss Strange
  5. Jimi Hendrix Experience - All Along the Watchtower
  6. Jimi Hendrix Experience - Long Hot Summer Night
  7. Jimi Hendrix Experience - Voodoo Child (Slight Return)
  8. Jimi Hendrix Experience - Come On (Part I)
  9. Jimi Hendrix Experience - House Burning Down
  10. Jimi Hendrix Experience - Burning Of The Midnight Lamp

Здравствуйте!

  • Jimi Hendrix Experience - And The Gods Made Love

50 лет тому назад вышел альбом «Jimi Hendrix Experience» «Electric Ladyland».
Для тех, кто не в курсе (если такие бывают) напомню - Джими Хендрикс считается лучшим электрическим гитаристом в истории Вселенной, а «Jimi Hendrix Experience» - группа, с которой он записал три своих лучших альбома.
«Electric Ladyland» - последний и - на мой личный взгляд - лучший из трёх.

  • Jimi Hendrix Experience - Have You Ever Been (To Electric Ladyland)

Казалось бы - что говорить о том, что было 50 лет назад?
Но, по-моему, говорить есть что - гитариста, сравнимого с Джими Хендриксом, в мире больше не появилось, а во всем его творчестве не было ничего подобного по силе и выразительности.
Поэтому я расскажу вам сегодня немного про запись альбома «Electric Ladyland». Но сначала - немного истории.
Джеймс Маршалл Хэндрикс родился в американском городе Сиэттле, был гитаристом по найму, потом бывший басист группы «Animals» Час Чендлер, решивший заняться мэнеджерством, увидел Джими в одном из нью-йоркских клубов, был поражён и немедленно предложил Хендриксу переехать в Англию, где он сделает его звездой. Джими знал, что способен на большее, чем быть аккомпаниатором, терять было нечего и он легко согласился.
В первый же вечер в Лондоне Джими одолжил гитару и отправился играть в клуб; за следующие несколько недель Джими потряс всех гитаристов Лондона, нашёл ударника и басиста, назвал группу «Jimi Hendrix Experience» и под чутким руководством Чендлера начал записывать первый альбом «Are You Experienced», немедленно ставший классикой. Никто не слышал ничего подобного. Эрик Клэптон, увидев однажды его на сцене (Джими пришёл на концерт «Cream» и попросил разрешения сыграть с ними пару песн) сказал потом: «Он изменил мою жизнь».
За первым альбомом немедленно последовал второй - «Axis Bold As Love». Все это за год - с осени 66-го по осень 67-го.

  • Jimi Hendrix Experience - Crosstown Traffic

Новый альбом «Jimi Hendrix Experience» был начат 20-го декабря 67-го года в студии «Олимпик» в тихом лондонском предместье Барнс.
Благодаря сенсационному выступлению «Jimi Hendrix Experience» на фестивале в Монтерее Джими стал суперзвездой. При этом группа была на грани развала. Пока Джими, ударник Митч Митчелл и инженер Эдди Кремер записывали новые песни, басист Ноэл Реддинг появлялся нечасто, недовольный тем, что по обычаю, заведённому Хендриксом, на записи всегда приходила толпа людей. «В студии всё время толпились тонны народа, было не пошевелиться. Не работа, а вечеринка». А поскольку у Реддинга уже была своя группа «Fat Matress», он как-то потихоньку стушевался, поэтому часть басовых партий на альбоме Джими сыграл сам.

  • Jimi Hendrix Experience - Little Miss Strange

Джими любил заниматься музыкой по ночам, и в студии всегда было полно людей, которых он приводил из клубов, где джемовал вечером. В Лондоне он любил клуб «Speakeasy», где музыканты могли собраться в своём кругу, а иногда и джемовать вместе. После клуба он со всей компанией шёл в студию, где общение продолжалось - разговоры, музицирование, совместное слушание музыки.
Дэйв Мэйсон, гитарист группы «Traffic», вспоминает: «Мы были с Джими и ребятами из «Pretty Things», когда кто-то принёс ещё не вышедший альбом Дилана «John Wesley Harding». Джими услышал песню «All Along The Watchtower» и что-то в ней обратило на себя его внимание. Вскоре после этого мы пошли в студию её записывать».
Хендрикс боготворил Дилана и нередко играл его песни; «Like A Rolling Stone» игралась на множестве ранних концертов, и существуют записи его исполнений ещё нескольких песен. Но его версия «All Along The Watchtower» - это что-то совсем другое. Она точно передаёт суть того времени.
Крамер вспоминает, что запись происходила непросто: Джими играл раз за разом, всё более мрачнея, когда Митчелл и Мэйсон не могли освоить сложный ритмический рисунок.
«Сложность игры с Хендриксом заключалась не в наличии таланта, нужно было соответствовать его драйву и этике. Наконец у них начало что-то получаться, и вдруг раздались совсем нелепые не в такт звуки пианино. Это был Брайан Джонс («Rolling Stones»), совсем потерявший рассудок. Джими начал подавать мне сигналы «выведи его из студии». Я вытащил его в контрольную комнату, где он вскоре вырубился прямо под пультом.
Играть с Хендриксом было одновременно испытанием и благословением. Вокруг было полно техничных гитаристов высшей категории, но Хендрикс отличался от них, потому что всё время находил что-то новое. Это было и в том, как он играл, и в том, как использовал студию. Он брал за основу то, что мы знали, как блюз, и уводил его за все возможные пределы».
На 17-й или 18-й раз запись всё-таки удалась.

  • Jimi Hendrix Experience - All Along the Watchtower

Однако, жизнь требовала играть концерты и «Jimi Hendrix Experience» пустились в гастроли по Америке.
Джими покинул Штаты в 66-м году как никому не известный гитарист, а вернулся в 68-м интернациональной суперзвездой, богом гитары. После выступления в Монтерее он мог делать всё, что угодно.
А в перерывах между концертами запись продолжалась, что Хендрикса очень радовало - Америку все английские музыканты считали землёй обетованной и обителью прогресса, во всяком случае в области звукозаписи.
Этим он и воспользовался. После скромного 4-канального «Олимпика», Джими оккупировал оборудованную по последнему слову техники нью-йоркскую студию «Record Plant». Шёл апрель, студия только что открылась и предоставляла новые возможности, которые Джими и Крамер хотели использовать по максимуму. В мае Джими расстался с Часом Чендлером, который - как поп-менеджер - не мог понять стремления Джими сыграть точно то, что он хочет, и поэтому записывает каждую партию по много десятков раз.
«Когда Час ушёл, ворота были открыты, и Джими получил возможность экспериментировать. Джими в жизни по большей части был тихим и лёгким в общении, но в студии он был воплощённым работягой. Он не любил сидеть, сложа руки и попусту тратя время. У него всегда был план. Джими не был перфекционистом, но он ясно представлял себе то, что хочет сделать, и всеми силами добивался этого. У него была лазерная концентрация».

  • Jimi Hendrix Experience - Long Hot Summer Night

Клуб «Speakeasy» остался в Лондоне, а в Нью-Йорке Джими нашёл такую же атмосферу в клубе «The Scene».
«The Scene был неухоженным подвалом на 46-й улице» - вспоминает Крамер, «в двух кварталах от студии, и именно там Джими проводил каждый вечер. Он шёл туда часов в 8, а мы ждали его в студии; около полуночи он обычно появлялся, притащив собой человек 20». Нью-Йорк был полон музыкантов, а Хендрикс обожал компанию равных себе. Он с радостью джемовал с Эриком Клэптоном, Джимом Моррисоном, Бадди Гаем, Джанис Джоплин; эти джемы давали Джими возможность почувствовать других музыкантов и увидеть - могут ли они что-то добавить к новым песням. Когда игрался джем, никто не пытался переиграть друг друга; всё было из желания разделить с другими то, что у тебя есть. И поэтому двери студии были открыты: Стив Стиллз, Бадди Майлз, Эл Купер.
Джими был в постоянном поиске. Крамер говорит: «Джемы были частью творческого процесса, из них получались песни».
Джек Кэсэди из «Jefferson Airplane» говорит: «В те дни каждый всегда носил свой инструмент с собой, каждый был готов придти куда-нибудь и играть. Музыкантам интересно учиться и большая часть любит делиться тем, что умеет».
Однажды в «The Scene» он встретил Кэсэди и Стиви Винвуда из «Трэффика», и заманил их с собой в студию. Крамер: «Это было забавное зрелище; представьте себе Джими, идущего по 8-й авеню в шляпе и с гитарой, ведущего за собой толпу в 15 человек; движение останавливалось, чтобы поглазеть на это».
Где-то к утру они записали пятнадцатиминутный джем «Voodoo Chile». Потом он был дистиллирован в короткий и интенсивный «Voodoo Child (Slight Return)», который венчает альбом.

  • Jimi Hendrix Experience - Voodoo Child (Slight Return)

Но не всё было так уж безоблачно.
Чем дальше, тем больше Джими в Америке чувствовал проблему, с которой не сталкивался в Англии. Он был чернокожим музыкантом, но чёрные его знать не хотели. Крупный продюсер Джо Бойд, снявший фильм о Хендриксе, говорит: «Джими мучался оттого, что его слушали только белые. Он хотел добиться признания и уважения со стороны своих чёрных братьев «.

  • Jimi Hendrix Experience - Come On (Part I)

Когда-то в середине 60-х двух чёрных братьев-близнецов Альберта и Артура Алленов кто-то попросил помочь избавиться от непрошенного жильца.
«Мы понятия не имели - что это был за человек, нужно было просто выставить его из квартиры. Мы пришли и услышали звуки гитары: они завораживали. Мы позвонили в дверь, гитара перестала играть, и Джими открыл дверь».
Они подружились и какое-то время вместе снимали квартиру на Манхэттене.
Когда Джими в 68-м вернулся в Америку, он нашёл старых друзей и попросил их помощи, чтобы установить контакт с чёрным населением Нью-Йорка. Аллены водили его по клубам и знакомили с известными радиодиджеями: но в Гарлеме никто не узнавал самого известного чёрного музыканта на Земле». Пара прогрессивных диджеев иногда ставила песню-другую Джими, но не часто - они боялись, что их перестанут слушать.
«Контакта не произошло, потому что у Джими не было того, что было нужно чёрным. Он был космическим хиппи, а чёрное население было запрограммировано на совсем другие ритмы».

Несмотря на сложившуюся картину 60-х как Золотого Века, 68-й был тревожным и злым временем. Мир сошёл с ума: полиция стреляла по безоружным студентам, война во Вьетнаме дошла до пика, Париж бушевал, горели Вашингтон и Чикаго.
Джими не мог и не оставался в стороне.
«Чёрные Пантеры» искали его поддержки - а он говорил: «Я естественно чувствую - что они делают, но не принимаю агрессии и насилия. Я не за партизанскую войну».
Его реакция заключалась в другом.

  • Jimi Hendrix Experience - House Burning Down

Альбом «Electric Ladyland» вышел в ноябре 68-го и сразу стал номером один. «Психоделический хит, настолько близкий к совершенству, насколько возможно» - писали про него.
На «Electric Ladyland» слились воедино две стороны Джими - блюзмен и мистик; воплотилась его идея «Космической Музыки Земли». Этот альбом считается пиком творчества Джими. Когда я впервые услышал его, я не мог поверить, что на одном альбоме возможно такое буйство невероятных звуков: как будто его первые два альбома были чёрно-белыми, а здесь музыка засияла всеми цветами.
Историк музыки Питер Доггетт подвёл итог: «По чистой гениальности эксперимента, чувству мелодии, концептуальному видению и инструментальному блеску «Electric Ladyland» до сих пор остаётся главным претендентом на титул величайшего альбома рок-музыки. Это демонстрация музыкальной виртуозности, непревзойдённая ни одним музыкантом».

«Electric Ladyland». «Jimi Hendrix Experience».

Спасибо!

  • Jimi Hendrix Experience - Burning Of The Midnight Lamp