Запись эфира

Содержание

  1. Johann Caspar Ferdinand Fischer - Marche I
  2. La Troba Kung-Fú - María Hernández
  3. Alasdair Roberts - Admiral Cole
  4. Andy Williams - Can’t Get Used To Losing You
  5. Horse Radio - Boom Bur Jaan
  6. Gazelle Twin - Love And Mercy
  7. Etta James - At Last
  8. Pandit Ajay Pohankar - Des Birana’
  9. Motorama - Heavy Wave
  10. Matshikos - New South Africa

Здравствуйте, друзья мои!

Как философски заметил однажды Клинт Иствуд, «иногда, если хочешь увидеть перемены к лучшему, приходится брать дело в свои руки».
Давно замечено, что чем больше человек приобщается к культуре, тем человечнее он становится; соответственно, чем больше он узнаёт о культуре других людей и других стран, тем больше понимает, что все мы, по словам апостола, части единого организма, и невозможно сказать, что рука лучше глаза. А когда мы - единый организм, то и отношение к другим частям становится более терпимым, а значит жизнь в мире становится лучше.
Поэтому сегодня я снова возьму дело в свои руки и буду играть вам никогда не игранную нами музыку самых разных частей света - а вдруг мир и вправду станет от этого лучше?

  • Johann Caspar Ferdinand Fischer - Marche I

Удивительный аккордеонист Джоан Гаррига, которого называют просто - Ла Гаррига - родился и вырос в Каталонии, отчаянно независимой стране, которая хоть и считается формально частью Испании, но никак не хочет с этим согласиться.
В Каталонии живут своевольные и независимые люди. И вот Ла Гаррига вырос в атмосфере музыки, которую танцевальные группы играли на улицах Барселоны. Тогда Барселона считалась столицей Юга, и музыканты со всего мира приезжали играть на её улицах. И музыку, которую на улицах играл Ла Гаррига, это и сформировало.
Так на свет появилась группа «La Troba Kung-Fú», и это название всё объясняет. Их музыка - это и Ла Троба и Кун-Фу: «la troba» - это метод создания песен, которым пользовались ещё средневековые трубадуры и менестрели, гулявшие в тех местах и находившие вдохновение в жизни и мелодиях, окружавших их, - и кун-фу, во-первых уважаемая всеми на улицах непобедимая крутизна, а во-вторых - искусство дисциплины, принимаемой для достижения совершенства.
Цыгане и уличные музыканты из «La Troba Kung-Fú» выбрали за основание каталонскую румбу, добавили к ней всё интересное, что есть в мире, играют эту музыку и этой музыкой изменяют мир.

  • La Troba Kung-Fú - María Hernández

А теперь позвольте мне представить вам Аласдера Робертса - народного музыканта из Шотландии.
Когда я говорю слово «народный», это звучит как-то странно, но слово «фолк» в английском языке, примерно это и обозначающее, обычно значит просто человека с музыкальным инструментом, который играет и поёт безо всяких ухищрений, что-то вроде того, что у нас называлось словом «барды», только с большим количеством музыки. Так вот Аласдер вырос в небольшой шотландской деревеньке, в семье известного традиционного гитариста Алана Робертса, в школе участвовал в экспериментальной группе, а сам по себе просто играл на гитаре и пел всякие народные песни, и однажды на концерте Уилли Олдема как-то передал американскому инди-герою кассету с музыкой своей группы - и пошло-поехало.
Сегодня Аласдер - большое имя в мире кельтской музыки; он и поёт средневековые баллады, и пишет сам, но больше всего любит сотрудничать с другими людьми.

  • Alasdair Roberts - Admiral Cole

От совсем неизвестных - к очень даже известным, только не для нас.
Если имя Энди Уильямса нам ничего не говорит, это не его вина. Энди - именно то, что называется «эстрадный певец» в самом лучшем смысле этого слова: 17 золотых альбомов, 100 миллионов проданных пластинок, а это о чём-то да говорит. Да и потом, если слово «эстрадный» для меня в юности обозначало «неистинный», «поющий ради денег», в Америке такого слова просто нет, там приняты другие отношения между людьми и материальным миром. Как гласит американская поговорка: «В Бога верую, а всё остальное наличными». А уж хорошо это или плохо, решать каждому.
Так вот - Энди пел с детства, в 11 лет вместе с тремя братьями создал вокальную группу «Братья Уильямс»; в 43-м году, когда ему ещё не было 16-ти лет, он с братьями подпевал Бингу Кросби на песне «Swinging On A Star» (как сказали бы в Тибете - получил прямую передачу), а в 60-е годы стал, может быть, крупнейшим певцом Америки (и - на то время - с самым дорогим контрактом в истории музыки).
Исходя из всего вышесказанного, я никак не должен был бы его играть в «Аэростате», но при этом музыка у него бывает великолепного уровня. И иногда открывает интереснейшие миры.
Так что наверное дело не в слове «эстрадный», а в том, что в душе и голове человека.

  • Andy Williams - Can’t Get Used To Losing You

Про Энди Уильямса можно говорить много. А вот про монгольскую группу «Horse Radio» и сказать-то практически нечего. А музыка у них не хуже.

  • Horse Radio - Boom Bur Jaan

Gazelle Twin - это сценическое имя британского композитора и продюсера Елизаветы Уоллинг.
Идея выступать под псевдонимом пришла ей в голову, когда в 2009 году она увидела на фестивале выступление Fever Ray (а это в свою очередь псевдоним Карин Дреджер, девушки из шведской электронной группы «The Knife», известных своей любовью показываться на публике в неузнаваемом виде) - увидела, поразилась и заинтересовалась силой перемены имени и облика.
С тех пор она называет себя «Газель Твин» и каждый год выпускает по новому альбому.

  • Gazelle Twin - Love And Mercy

Великий мастер звукозаписи Леонард Чесс называл Этту Джэймс «королевой музыки соул». Но такой титул даётся дорогой ценой.
Мать Этты, 14-летняя поклонница джаза и джазменов, отдала дочку на воспитание своей домохозяйке, когда Этте было 6 месяцев, а человека, который считался её отцом, Этта видела раз в жизни. Поэтому любовь к музыке ей привила не семья, которой у неё не было, а церковь. А известно, что негритянская церковь - совсем не то заведение, что у нас или в Европе, и главное в ней - экстатическое пение и танцы.
«Музыка была громом и радостью, молниями счастья и восхваления Бога, пением из самой глубины души. Я научилась петь так, словно моя жизнь зависела от этого».
После смерти приёмной матери 12-летняя Этта была перевезена в Сан-франциско.
«Я вступала в банды, воровала, курила, пила; мне приходлось быть крутой, потому что матери никогда не было дома; я была сама по себе».
В 14 лет она собрала первую группу, в 15 лет уже записывала музыку; подпись матери на контракте пришлось подделывать, потому что мать сидела в тот момент в тюрьме за проституцию. В 17 лет Этта заработала свой первый №1.
«Фирме «Чесс» была нужна женщина-суперзвезда. Леонард Чесс взял Этту за её сильный голос, но только в студии увидел, на что она действительно способна. И он терзал её, заставлял её плакать, чтобы добиться чувства в песне. Он знал - что делает её особенной и знал, как добиться от неё результата.
В студии она работала до изнеможения. Когда приходило время петь, она подходила к микрофону и пела; она не готовилась, не репетировала и пела без листочка со словами. Она всегда была готова петь».
Но если на сцене и в студии Этта была на высоте, то жизнь её была катастрофой. Она выбирала мужчин по своему вкусу - грубых и своевольных, скандалила с ними, а они её избивали. Чтобы избавиться от боли, она пила, употребляла всё, что могла, и пела только, чтобы заработать деньги на порошки.
Однажды Пол Саймон, относившийся к ней с религиозным благоговением, написал для неё песню и прилетел в Мемфис записывать её, но пока они разучивали песню, Этта, приняв пару таблеток, уснула у микрофона. Саймон в ярости уехал.
Вскоре Этта вышла замуж за бывшего солдата Артиса Миллса.
Когда полиция взяла их с недозволенными субстанциями, Артис взял вину на себя и на 10 лет загремел в тюрьму; как она не погибла без него, непонятно. Но в 82-м году он вышел на свободу, Этта проявила несгибаемую волю и избавилась от зависимостей.
Последние 30 лет своей жизни она вернулась на вершину.

  • Etta James - At Last

А теперь позвольте мне поставить вам музыку Аджея Поханкара.
Аджей - индийский классический певец; его мать была его первым гуру в музыке. В 2012 году он получил «Сангит Натак» - высшую награду концертирующего артиста, приз индийской музыкальной Академии.

  • Pandit Ajay Pohankar - Des Birana’

А теперь - группа из Ростова-на-Дону «Моторама».
BBC пишет про них: «Мир стал гораздо меньше, чем двадцать пять лет назад, и «Моторама» - это звук мира, где есть доступ в интернет и визы в паспортах».
И вот тот факт, что BBC пишет про группу из Ростова на Дону - это лично для меня огромное счастье. Наконец мы становимся частью мира, а не ограждённой железным занавесом и наглухо запертой зоной. И я говорю не только о физическом мире; я говорю о том, что происходит у нас в голове.

  • Motorama - Heavy Wave

А напоследок поставлю вам группу «Матшикос» из Южной Африки.
И вспомню Оскара Уайлда: «Мы пытаемся исправить условия жизни чистым воздухом, солнечным светом, здоровой водой и чудовищными зданиями, построенными, чтобы низшие классы жили лучше. Однако, все эти вещи могут прибавить здоровья, но не прибавляют красоты.
Для создания красоты нужно искусство; а истинные ученики великого художника - не его подражатели, а те, кто живет так, как он рисует. Жизнь - это лучшее в Искусстве, Искусство - лишь подражание жизни».
О том же сказал учитель Боба Дилана по живописи Норман Рэбен: «Истинное искусство - это жизнь, а искусство - лишь побочный результат жизни. Истина - это восторг, который человек испытывает в момент творения».
Музыка создаёт миры, в которых живут потом наши души; а то, чем в этих мирах дышат наши души, порождает мир, в котором мы живём.

Спасибо!

  • Matshikos - New South Africa