Запись эфира

Содержание

  1. Elmore James ‎– Shake Your Moneymaker
  2. Blind Willie Johnson ‎– John The Revelator
  3. Blind Boy Fuller ‎– What’s That Smells Like Fish
  4. Robert Johnson ‎– I Believe I’ll Dust My Broom
  5. Charley Patton ‎– Down The Dirt Road Blues
  6. Son House ‎– My Black Mama Part I
  7. Big Bill Broonzy - Baby, Please Don’t Go
  8. Howlin’ Wolf ‎– Smokestack Lightning
  9. Muddy Waters - I’m Your Hoochie Coochie Man
  10. John Lee Hooker - Dimples
  11. Skip James - Hard Times Killing Floor Blues

Здравствуйте!

Много лет прошло и я молчал как вкопанный. Но, видимо, пришла пора.
Сегодня я как могу расскажу вам про самое начало музыки, которую называют «блюз».

  • Elmore James ‎– Shake Your Moneymaker

Словом «блюз» обычно называют меланхолическую музыку, появившуюся в среде американских негров на «Глубоком Юге», в сельских районах юга США в конце 19-го века, особенно в дельте реки Миссисипи - районе, известном плодородной почвой и редкостной нищетой.
О блюзе начали говорить в начале 20-го века.
Само слово «блюз» означает чувство меланхолии, печали, подавленности, несчастья, тоски, тяжесть на сердце, мрак, отчаяние, депрессию. И, как это ни странно, блюз в английском языке - слово множественного числа, блюз - это не «он», это «они». Оно появилось в середине 18-го века как сокращение от старого английского выражения «blue devils» - «синие черти» (неспроста напрашивается крамольная аналогия с аналогичным русским понятием «синяк» - видимо оттого, что бесы одни и те же).
И тогда понятно - что значит «блюз»: ведь назвав беса по имени, можно избавиться от него.

  • Blind Willie Johnson ‎– John The Revelator

Поначалу блюз игрался на улицах и в «джук-джойнтс».
«Джук-джойнт» (он же «баррелхаус», бочко-дом) - это неформальное заведение (ну, считай, сарай на дороге), где люди ели, пили, слушали музыку, играли в карты, танцевали; слово «джук» значит попросту «полный кавардак». Людям, работавшим на плантациях, нужно было где-то отдыхать и общаться после тяжёлой недели, а по законам тогдашнего Юга, где собирались белые люди негров не пускали; поэтому нужны были свои места. Очевидцы описывали «джук-джойнтс» как «непривлекательные, разваливающиеся сараи, пыльные внутри, с мусором во дворе, часто такие маленькие, что только несколько пар могли танцевать своё халли-галли»
Музыку в них играли «регтайм» (этим словом обозначалась всякая старая афро-американская музыка), а в 1890-е перешли на «буги-вуги». Примерно тогда же появились и гитары со скрипкой; до этого основным инструментом было банджо.
Ранние блюзмены - Чарли Паттон, Сан Хаус, Роберт Джонсон и бесчисленное количество других - путешествовали от одного джук-джойнта к другому, живя на чаевые и бесплатную кормёжку.

  • Blind Boy Fuller ‎– What’s That Smells Like Fish

Но давайте немного об отцах-создателях жанра.
Принято думать, что родоначальником блюза является Роберт Джонсон; заодно он же считается ещё и одним из величайших гитаристов в истории. В его записях 36-37-го года слышно уникальное сочетание пения, искусства игры и гения писания песен, которое сформировало много поколений музыкантов.
Как он мог так играть на гитаре - до сих пор не очень ясно; известно, что «Роллинг Стоунз» собрались, благодаря любви к блюзу; так вот, когда Брайан Джонс впервые дал Киту Ричардсу послушать Джонсона, Кит спросил: а кто это второй с ним играет? не понимая, что Джонсон выделывает всё это сам.
«Я отчётливо слышал две гитары, и мне понадобилось много времени, чтобы понять, как он всё это делает сам. Роберт Джонсон был оркестром».
В дополнение к этому он ещё умел заставить гитару отвечать своему голосу. В африканской музыке есть традиция говорящих инструментов. Роберт пел строчку, а гитара ему отвечала.
Он умер в 27 лет и эта ранняя смерть породила множество мифов. Сан Хаус однажды рассказал журналисту, что поначалу Джонсон был маленьким мальчиком, немного играл на губной гармошке, но чудовищно плохо на гитаре, потом куда-то ненадолго исчез, и появился полностью сформировавшимся музыкантом и автором высшего класса; и приобрел он это умение, выйдя однажды в полночь на перекрёсток и заключив сделку с огромным черным человеком, имя которого мы здесь называть не будем. Надо сказать, что эта история не единичная; многие блюзмены ходили по ночам играть на кладбище - то ли потому, что там никто не мешал, то ли в надежде встретить сами знает кого и научиться играть.
Те, кто знали Роберта Джонсона, сходятся в том, что у него были хорошие манеры, говорил он мягко, однако был темной лошадкой и никто не знал - что у него на уме. Его выделял из толпы его талант, пристрастие к женщинам и выпивке и страсть к перемене мест.
В дельте Миссисипи всем было известно, что блюз и те, кто его поют, имеют специальную власть над женщинами. История подтверждает: у Роберта было по женщине в каждом месте, где он играл, он приходил после концерта, знакомился с родителями, и просто оставался у них жить, пока не приходило время двигаться дальше.
Роберт Джонсон играл на улицах, джук-джойнтах и субботних сельских танцах; при жизни никакого успеха он не знал. Он заходил в студию всего два раза в жизни; зато теперь его слава такова, что Эрик Клэптон называет его «величайшим из блюзменов».

  • Robert Johnson ‎– I Believe I’ll Dust My Broom

Однако Роберт Джонсон был далеко не первым блюзменом в истории. Те, кто в курсе, знают, что подлинным «отцом блюза Дельты Миссисипи» был Чарли Паттон. Он считается одним из важнейших музыкантов 20-го века, практически создавшим современную американскую музыку и вдохновившим несчетное количество музыкантов.
Паттон родился в 1891 году, поэтому был много старше всех остальных легенд Дельты. Все, кто был после - Сан Хаус, Роберт Джонсон, Хаулинг Вулф - все учились у него и перенимали его гитарные приемы; некоторых он даже принимал в ученики, таким образом немного прирабатывая между выступлениями.
Паттон был на все-руки-мастер, одинаково хорошо ему удавались и глубокий блюз, и песни хиллбилли, и баллады 19-го века; помимо искусства игры на гитаре, он был известен ещё и силой своего голоса - необходимое условие успеха в мире, где ещё нет микрофонов и усилителей, а нужно быть услышанным толпой танцующих.
При этом он был ещё и отменным шоуменом: падал на колени, играл на гитаре за головой, между ногами, занимался с ней любовью, так что конкуренты-завистники называли его клоуном. Но никому из них даже не снилась сила и сложность его игры на гитаре.
Вся жизнь Чарли Паттона - как и у большинства его коллег - была полна конфликтов с законом; его сажали в тюрьму при каждом подходящем случае, а он писал по этому поводу очередной блюз, и выйдя на волю, записывал его и дарил шерифу, засадившему его. В 80-е годы энтузиасты блюза нашли одного из этих полицейских, ему было уж под сто лет, и он с удовольствием вспоминал, как Паттон подарил ему пластинку с блюзом его имени. Чарли вообще был уважаемым человеком и даже иногда требовал, чтобы к нему обращались «мистер», что для негра было тогда неслыханной честью.
Именно с Чарли Паттона начался блюз, как мы его знаем.

  • Charley Patton ‎– Down The Dirt Road Blues

Ещё одно крупнейшее имя у истоков блюза - Сан Хаус.
Сан Хаус родился в 1902 году, недалеко от городка Кларксдэйл, Миссисипи; местом, которое по мистическим причинам считается родиной блюза.
В юности Хаус - по его собственному признанию - «ненавидел мирскую музыку, особенно блюз». Глубоко религиозные негры вообще часто считали блюз музыкой срамной и нечестивой. А Хаус был, по его собственным словам, человеком «совсем религиозным»; проповедником и даже профессиональным пастором, то есть получал жалование в церкви. При этом, как и его отец, крепко пил.
Но, когда ему было 25 лет, случилось чудо - он выпил немного и вдруг услышал как его собутыльник играет слайдом на гитаре; это потрясло его, как прямое попадание молнии. Он купил у заезжего музыканта гитару и за невиданно короткое время научился играть на ней так, как никто другой; в его игре и пении священное и мирское сливалось.
Как и положено хорошему блюзмену, вскоре Сан Хаус попал в тюрьму (он играл себе на танцах, и вдруг одного посетителя перемкнуло и он начал стрелять по всем; Сан отложил гитару, достал пистолет и пристрелил его). Поступок был конечно гуманный, но суд разбирался недолго; Сану дали 15 лет, но выпустили через два; вскоре Чарли Паттон услышал о нем и пригласил играть вместе. И дело пошло.
Для многих блюзменов следующего поколения, от Роберта Джонсона и Мадди Уотерса, Сан Хаус был источником вдохновения.

  • Son House ‎– My Black Mama Part I

Но может быть мир никогда не узнал бы ничего о вышеперечисленных героях, если бы не Хенри Коламбус Спейр. Хэнри Коламбус, хотя и не был музыкантом - важнейшая фигура в истории блюза.
Белый бизнесмен, владелец мебельного магазина, он любил музыку и в 26-ом году - помимо мебели - начал продавать в своём магазине блюзовые пластинки; ну и увлекся.
Со временем Спейр стал искателем талантов для фирм грамзаписи. Прямо у себя в магазине он поставил машину, записывающую железные диски, и начал делать демонстрационные записи, которые потом отвозил на большие фирмы.
Среди блюзовых музыкантов пошел слух, что он может вывести их и в люди - и народ потянулся к нему.
Именно Хэнри Коламбус сделал первые записи Чарли Паттона, Сана Хауса, Роберта Джонсона и многих других легенд блюза. За это Спейра называют «крестным отцом блюза».

  • Big Bill Broonzy - Baby, Please Don’t Go

Так звучал изначальный блюз из дельты Миссисипи. Однако, как справедливо подмечал Гераклит, «все течёт, все меняется».
Наступили 30-е годы, и на плантациях юга Америки начали вводить машины, которые выполняли работу быстрее и дешевле. Необходимость в рабочих руках отпала и началась «Великая Миграция».
Чтобы не умереть с голода, несколько миллионов негров стали перебираться в индустриальные центры вроде Чикаго и Детройта. Вместе с ними мигрировал блюз; в городах он стал электрическим. Именно этот городской блюз дал начало ритм-н-блюзу и рок-н-роллу.
И первые имена электрического блюза - это Muddy Waters, B.B. King, John Lee Hooker и Howling Wolf.
Howling Wolf’а (он же «Воющий Волк») - называли «силой природы». Он начал играть на плантациях дельты Миссисипи, сначала с Чарли Паттоном, потом со своей группой, поставив звукосниматель на гитару и одним из первых начал играть электрический блюз.

  • Howlin’ Wolf ‎– Smokestack Lightning

«Отец Чикагского блюза» Muddy Waters (Грязная Вода) - профессиональное имя МакКинли Морганфилда.
Он родился в 1913 году на плантации рядом с тем же Кларксдейлом на реке Миссисипи. Кстати, Мадди («грязнулей») его прозвали в детстве, за то, что любил возиться в лужах.
В 17 лет уже играл на гитаре и гармошке, подражая Сану Хаусу и Роберту Джонсону.
«Я продал последнюю лошадь, которая у нас была. Мне дали за неё 15 долларов. Я отдал бабушке 7 долларов 50 центов, вторую половину взял себе и купил гитару».
В 41-м году легендарный собиратель музыки Алан Ломакс приехал в дельту Миссисипи записывать блюзменов.
«Он записал меня у меня дома. Вы представить себе не можете, что со мной было, когда он дал мне послушать запись. Потом он прислал мне 20 долларов и две пластинки; я пошёл в клуб на углу, поставил на джукбокс и сказал «я могу это сделать».
Вдохновлённый звукозаписью, Мадди переехал в Чикаго, днём работал на заводе, а по ночам играл в клубах; вскоре купил электрическую гитару.
«С акустической гитарой в клубе тебя просто никто не мог услышать».
Вместе с Хаулин Вулфом Мадди был королём блюза в Чикаго в 50-х.
В 58-м сьездил на гастроли в Англию, где никто никогда не слышал электрического блюза («мы показали им как это делается в Чикаго; для них это было слишком громко»).
Этот визит заодно породил английскую рок-музыку - «Роллинг Стоунз», «Cream», «Fleetwood Mac».
То, как Мадди использовал элетрическую гитару, было связующим звеном между блюзом и рок-н-роллом. Джими Хендрикс вспоминал: «Первым электрическим гитаристом, которого я услышал, был Мадди Уотерс, и он напугал меня до смерти».
А Би Би Кинг сказал: «Ещё много лет пройдёт, прежде чем люди оценят то, что Мадди сделал для музыки».

  • Muddy Waters - I’m Your Hoochie Coochie Man

А вот когда именно родился Джон Ли Хукер - никто не знает: где-то между 12-м и 23-м, где - тоже неизвестно (но где-то недалеко от того самого Кларксдейла - родины блюза).
Научился играть на гитаре и в 14 лет убежал из дома, никогда больше не видел родителей.
До войны Джон Ли музицировал на улицах Мемфиса, в 43-м переехал в Детройт, где шла в гору автомобильная промышленность и были рабочие места; пошёл работать на завод, купил свою первую электрическую гитару и как положено - днём вкалывал на производстве, а по ночам играл в клубах. По какой-то непонятной закономерности в Детройте все играли блюз исключительно на пианино, поэтому электрический блюз Хукера сразу привлёк к себе внимание.
Вскоре он уже был известен на весь мир как король «бесконечного буги», истинная суперзвезда блюза. Его одно-аккордная гипнотическая музыка была одновременно супер-примитивной и вневременной. Британские группы, такие как «Animals» и «Yardbirds», молились на него и записывали его песни.

  • John Lee Hooker - Dimples

Блюз во многом сформировал популярную музыку 20-го века. При этом на своей родине - в Америке - он долго оставался так называемой «расовой музыкой», не годящейся для широкого упортребления. Но случилось невероятное - изначально созданная для гетто музыка «только для чёрных» вдруг оказалась поднята на щит в Англии. Появилось целое племя британских блюзменов. А когда по следам «Битлз» в 64-м году британская поп-музыка хлынула в Америку с такой силой, что происходившее тогда до сих пор именуется «британским вторжением» и музыка из Британии стала определяющей на многие годы, на этой волне в Америку вернулся и блюз. Некоторые - как «Rolling Stones» - выставляли свою любовь к блюзу как знамя и трепетно упоминали авторов; некоторые - как «Led Zeppelin» - переиначивали их по-своему и выдавали классические блюзы за свои; но в обоих случаях итогом было то, что блюз стал классикой музыки 20-го века, заменив собой академическую симфоническую музыку.
Поэтому аутентичные чёрные блюзмены всегда с благодарностью говорят о британских рокерах.

Спасибо!

  • Skip James - Hard Times Killing Floor Blues