Запись эфира

Содержание

  1. Howlin’ Wolf - Spoonful
  2. Howlin’ Wolf - Cause Of It All
  3. Howlin’ Wolf - Smokestack Lightning
  4. Howlin’ Wolf - How Many More Years
  5. Howlin’ Wolf - Sitting On Top Of The World
  6. Howlin’ Wolf - Back Door Man
  7. Howlin’ Wolf - Moanin’ At Midnight
  8. Howlin’ Wolf - I Asked For Water
  9. Howlin’ Wolf - The Red Rooster
  10. Howlin’ Wolf - Killing Floor
  11. Howlin’ Wolf - The Sun Is Rising

Здравствуйте!

Сегодня я хочу рассказать вам об одном из величайших блюзменов истории. Этого человека звали Воющий Волк (или как его называли - Howlin’ Wolf).

  • Howlin’ Wolf - Spoonful

Как говорил Бадди Гай: «Вот что забавно в блюзе: ты играешь блюз, потому что тебе плохо; но когда ты играешь, ты теряешь это «плохо»; если ты слушаешь блюз - если дашь музыке залезть тебе в душу, ты тоже теряешь это «плохо». Эта музыка изгоняет из тебя тоску. Истинное чувство блюза так сильно, что забываешь что тебе было плохо».

  • Howlin’ Wolf - Cause Of It All

Хаулин Вулф был одним из самых известных чикагских блюзменов.
Впрочем, сначала стоило бы вкратце объяснить - почему Чикаго. Когда на плантациях Дельты машины начали работать вместо людей, начался исход в большие города, где была работа. Многие переехали в Чикаго; и в клубах Чикаго блюзмены - которые до этого спокойно жили на Юге и пели свои блюзы под акустические гитары - вооружились электрическими гитарами, чтобы их было лучше слышно. Чикагский блюз - это электрический блюз. Это началось в 30-е годы и продолжается до сих пор. И честно могу сказать - тот не слышал блюза, кто не слышал его в естественной среде обитания, в чикагских клубах.
Вулф был одним из главных блюзменов Чикаго. Про него было сказано: «Никто не мог сравниться с Вулфом в неповторимой способности раскачать зал до основания, одновременно напугав слушателей до безумия». А Сэм Филипс (который потом открыл и впервые записал Элвиса Пресли, Джонни Кэша, Карла Перкинса и Джерри Ли - короче, практически весь белый рок-н-ролл) сказал про него: «Это та музыка, где душа человека никогда не умирает».
Вулф научился играть блюз у лучших. И когда оказался сначала в Мемфисе, потом в Чикаго, применил усвоенное лучшим образом: доказал, что он не какой-нибудь сельский олух. Его боялись; он был крутым, каким нужно было быть на беспощадной головорезной арене чёрной музыки 40-50-х. Вулф с группой перешли на электричество не из-за каких-нибудь теорий: они стали электрическими, чтобы сбросить со сцены группы с дудками. Они были самыми опасными ребятами в округе и играли самую современную музыку.

  • Howlin’ Wolf - Smokestack Lightning

Хаулин Вулф родился 10 июня 1910 года. Родители назвали его Честер Артур Бёрнетт.
Родители его разошлись, когда он был совсем ребёнком; он жил с сверхрелигиозной матерью Гертрудой, но она выгнала его из дома за отказ работать на плантации. Он пошёл жить к дяде, который совсем его невзлюбил и жить не давал. Он сбежал от дяди.
Хаулин Вулф написал несколько песен, ставших вечнозелёными стандартами блюза, в том числе «Spoonful», «Little Red Rooster», «Backdoor Man» и «Killing Floor». Его песни пели «Rolling Stones», «Doors» и Джими Хендрикс.
Словом, воистину титан. Он и в жизни был титаном - под два метра ростом и сто тридцать кило веса.
Рассказывают, что на пике своей славы он отправился искать свою мать , нашёл её и она довела его до слёз, отказавшись принять от него деньги, которые он ей привёз; она сказала «Ты заработал их, играя музыку дьявола; мне они не нужны».

  • Howlin’ Wolf - How Many More Years

Вулф с семьёй отца перехал на плантацию Докери в 20-х годах. Там играли Генри Слоан и Чарли Паттон; если и существует где-то колыбель блюза, то именно там. В нескольких милях от плантации Докери Роберт Джонсон на перекрёстке заключил свою сделку с тем, кого мы не называем.
Бродячих музыкантов там сажали в тюрьму, и Ку-клукс-клан был активен.
Волфом - волком - Честера Артура Бёрнетта - назвали, когда его отец убил волка и принёс мёртвого зверя домой; маленький Честер был в таком ужасе, что научился имитировать волчий вой, чтобы отпугивать других волков, которые могли быть рядом.
Когда ему было 20 лет, он встретил самого популярного блюзмена Миссисипи Чарли Паттона. Паттон научил его играть на гитаре и взял в партнёры. Собственно, он переиграл со всеми, включая Сонни Боя Уильямсона, Ма Рейни и самого Роберта Джонсона. Попс Стэйплс из «Стэйпл Сингерс» вспоминает:
«Я увидел Чарли Паттона с Вулфом, когда работал на Докери и мне было 12 или 13 лет.
У кого-нибудь с большим домом по субботам организовывали танцы. Женщины готовили цыплят и читлин на кухне, в другой комнате мужчины играли в карты и пили самогон, а в большой комнате была музыка и танцевали. Чарли всегда играл там, а потом с ним появился Вулф. Чарли был хорошим человеком, но Волф - это было кое-что.
Он был таким мощным, что я боялся даже заговорить с ним. Для меня Волф - это и был блюз».

  • Howlin’ Wolf - Sitting On Top Of The World

В 30-е годы Волф много играл, как один так и с другими блюзменами, от Сана Хауса и Вилли Брауна до Роберта Джонсона; к концу декады он был известен по всем клубам Юга, со своей губной гармошкой, мощным голосом и ранним вариантом электрической гитары. Первым звукосниматель на гитару поставил гитарист Сонни Боя Роберт Локвуд в 39-м году.
В начале 40-х Вулф ушел в армию, потом вернулся и стал помогать семье, не переставая играть. В 48-м году в Мемфисе собрал свою собственную группу. То, что называют чикагским блюзом, появилось именно там.
«Это был город, где никто не работал, но у всех откуда-то были деньги» - вспоминает гармонист Джеймс Коттон, игравший с Сонни Боем и Мадди Уотерсом; «Вулф перешел на электричество первым после Сонни Боя. Конкуренция была напряжённой, было так много музыкантов, что все старались переиграть друг друга, выживали только лучшие. А Вулф никому не давал переиграть себя. Когда я играл с ним, равных ему не было. Мы включали свои усилители и могли стереть со сцены любую духовую группу. Мы уничтожали их».
Джон Шайнс, игравший ещё с Робертом Джонсоном, говорил: «Я боялся Волка, как боишься какого-нибудь дикого животного. Звук, который шёл от него, сравнить ни с чем нельзя».

  • Howlin’ Wolf - Back Door Man

Айк Тёрнер (впоследствии - муж и менеджер Тины Тёрнер), который в 50-м году был не только музыкантом, но ещё и искателем талантов для фирм грамзаписи, первым предложил Вулфу записать свою музыку.
В 51-м Вулф записал несколько песен для «Сэм Филиппс Мемфис Recording Service». Услышав Вулфа, Филипс пришёл в восторг: «Стоило бы снять его в кино, чтобы увидеть fervour в лице этого человека, когда он поёт. Глаза его загораются, вены вздуваются на шее, и, приятель, у него на уме нет ничего, кроме песни которую он поёт. Он поёт своей чёртовой душой».
Записанная на первой же записи песня «Moaning at Midnight» катапультировала Вулфа в авангард электрического блюза. Филипс считал его своим важнейшим открытием.
Но в 52-м Леонард Чесс, глава фирмы «Chess Records», предложил ему контракт, и Вулф переехал в Чикаго.

  • Howlin’ Wolf - Moanin’ At Midnight

В 50-е годы Хаулин Вулф и Мадди Уотерс были королями чикагского блюза.
Естественно соперничество между ними порою переходило в прямую вражду. При этом оба были с плантации, поэтому вражда эта была хотя вполне реальной, но как бы понарошку, как в детском саду.
Вулф славился тем, что у него в группе всегда играли лучшие музыканты, потому что он заботился о них, платил им вовремя и больше других, подыскивал им жилье, платил их налоги, и даже обеспечивал их социальным страхованием (что никому другому в голову и не приходило).
Однажды Мадди просто перекупил у него гитариста.
Хьюберт Сумлин рассказывает: «Я был совсем молодой, и думал, что всё счастье в деньгах. И вот Мадди однажды присылает за мной своего шофера с лимузином, тот весь в алмазных перстнях и передаёт: сколько бы тебе ни платил Волф, я заплачу втрое больше. Господи, четыреста долларов, я таких денег в жизни не видел. И тут Вулф заходит в туалет и видит, что я считаю деньги. Он совсем почернел, но только сказал - убирайся с глаз моих, забирай свои вещи со сцены.
Но только я стал играть с Мадди, я пожалел, что ушёл. Вскоре Мад сказал, что мы уезжаем играть, я сказал ок, и он спросил, есть ли у меня что одеть, я сказал да, костюм, он сказал - один костюм на 40 дней? Как 40 дней? Я чуть не умер за эти 40 дней. Когда вернулись, я позвонил Вулфу и сказал, что больше не могу играть с Мадди. Он сказал: Ты хочешь сказать, что хочешь вернуться? Я сказал: Буду через 3 минуты».

  • Howlin’ Wolf - I Asked For Water

Басист и аранжировщик Вилли Диксон писал песни для всех, включая и Мадди Уотерса, и Хаулин Вулфа. Песен у него было много (отчасти и потому, что тогда никто не слышал про авторские права, и часто бывало, что Вилли услышит песню, а завтра она уже его: деньги? какие деньги?). Так ли, иначе ли, но все шли за песнями к нему.
Вилли вспоминает: «Время от времени Вулф говорил:, Хэй, мэн, ты написал это для Мадди; почему ты мне таких не пишешь? Но когда я приносил ему новую песню, она ему не нравилась».
Тогда Диксон изменил политику и стал приносить ему песни, говоря, что написал их для Мадди - и Волф сразу их хватал.
Правду сказал кто-то: «Волф казался страшным, но если узнать его получше, то у него была душа ребёнка».

  • Howlin’ Wolf - The Red Rooster

В 60-е годы Волф записал несколько песен, ставших самыми его знаменитыми («Spoonful», «Red Rooster», «Wand Dang Doodle»). В это время начался blues revival и Многие его песни начали петь британские и американские молодые группы - «Cream», «Stones», Jimi Hendrix, «Grateful Dead», Santana, Jeff Beck.
В 64-м году Вулф впервые играл в Англии, где он уже был героем. А в 65-м «Rolling Stones» настояли, чтобы Вулф выступил на популярном музыкальном ТВ-шоу «Shindig». Он оказался первым блюзменом на американском ТВ.
Журналы написали, что это был один из определяющих культурных моментов 20-го века.

  • Howlin’ Wolf - Killing Floor

Хаулин Вулф покинул этот мир в январе 76-го. Но его записи остаются с нами как образец подлинности. Постоянное тиражирование его музыки не укротило его звериного рыка.
Как писал «Моджо»: «В его песнях-симфониях естественно сочетались прото-металлические риффы с непостижимыми ритмами би-бопа, они послужили примером для всех, от «Led Zeppelin» до «Rolling Stones», от «Captain Beefheart» до Тома Уэйтса».
И пока существует блюз, будет существовать музыка Хаулин Вулфа.

Спасибо.

  • Howlin’ Wolf - The Sun Is Rising