Запись эфира

Содержание

  1. Muddy Waters - Mannish Boy
  2. Muddy Waters - Trouble No More
  3. Muddy Waters - My John The Conquer Root
  4. Muddy Waters - Still A Fool
  5. Muddy Waters - I’m Ready
  6. Muddy Waters - I’m Your Hoochie Coochie Man
  7. Muddy Waters - I Can’t Be Satisfied
  8. Muddy Waters - Rollin’ Stone
  9. Muddy Waters - Sugar Sweet
  10. Muddy Waters - Young Fashioned Ways
  11. Muddy Waters - Louisiana Blues
  12. Muddy Waters - Just Make Love To Me

Здравствуйте!

Раз уж мы начали говорить о блюзе, давайте не будем терять времени даром и слушать сегодня короля электрического блюза -
Мадди Уотерса.

  • Muddy Waters - Mannish Boy

Дадим слово Кифу Ричардсу, может быть, одному из самых влюблённых в Уотерса музыкантов: «Когда я впервые услышал Мадди Уотерса, это было кое-что. Всё остальное вдруг оказалось легковесным. Потому что я никогда раньше не слышал на пластинке такую мощь и такую простоту. В этом была такая честность. Ощущение от его музыки было невозможно определить. Когда он играл на гитаре - ничего более коренного представить себе нельзя - и ещё немного этого слайда. И конечно - какая группа у него была - Литтл Уолтер, Отис Спэн. Невероятное понимание между музыкантами. Мадди - самая мощная музыка, которую я слышал в жизни. Самая выразительная. Я слушаю и Моцарта, и Бетховена - и Мадди на одном уровне с ними».

  • Muddy Waters - Trouble No More

Мадди Уотерс (урожденный Маккинли Морганфилд) появился на свет на плантациях Миссисипи в 1913 году. Мать его умерла вскоре после его рождения, и его вырастила бабушка. К музыке он приобщился в церкви, а следующей музыкой был, понятно, блюз.
Один раз видел Роберта Джонсона, несколько раз видел Сана Хауса. В 17 лет он продал последнюю лошадь и купил гитару. Начал играть сам, слайд и акустическая гитара, как и было тогда положено на родине блюза.
Постепенно начал писать песни сам. Песни все, естественно, были в точку.
Не для Мадди блюзы про полуночные встречи с князем тьмы на перекрёстках и адских псов; он писал только настоящие песни о главном - как вуду дало ему нечеловеческие силы, и прекрасная половина человечества это оценивает по достоинству.

  • Muddy Waters - My John The Conquer Root

Когда Уотерсу было 30 лет, он покинул Миссисипи, потому что жить стало совсем трудно. Шёл 1943 год. Как и рассказывали, работу в большом городе было найти несложно.
«Я приехал в Чикаго в субботу. В понедельник уже вышел на работу.
С трёх до одинадцати. Скоро я начал работать по 12 часов в день и зарабатывать больше 100 долларов в неделю. Я сказал: Господи боже мой, посмотри сколько у меня денег! На плантации, собирая хлопок, столько и за год не заработать».
Но целью его было, а играть музыку. Днём он работал, по ночам играл.

  • Muddy Waters - Still A Fool

Двоюродный брат Уотерса познакомил его с гитаристом Джимми Роджерсом.
«Я послушал Мадди и понял, что ему нужно; и начал создавать основу, на которой он мог петь и играть». Они начали играть вместе.
Однажды Роджерс проснулся воскресным утром от звука губной гармошки, доносящейся с рынка на соседней улице. «Я хорошо знал звук Маленького Джимми Уолтера. Я слышал его в Арканзасе, когда он был совсем дитя. Я оделся, побежал на улицу, протолкался через толпу, и он там стоял».
Литтл Уолтер - игрок на губной гармошке, которого великий джазовый трубач Майлс Дэвис сравнивал с Моцартом; Роджерс взял его за руку и привёл его к Мадди, они взяли гитары и начали играть. Потом к группе присоединился ударник Лирой Фостер, дело пошло всерьёз. Они собирались дома у Мадди и репетировали.
«Мы пили эти маленькие бутылочки, а Мадди готовил рис и цыплят. На кухне варился этот горшок, мы немного перекусывали, немного выпивали, садились и играли дальше. Это как толкать машину - когда заведётся, уже не остановить».

  • Muddy Waters - I’m Ready

В 46-м году в Южном Чикаго, на углу 13-й и Эшланд, рядом с домом Мадди Уотерса открылся клуб «Занзибар»; Мадди подружился с хозяином и начал там играть - и играл восемь лет, пока он не закрылся. В этом клубе звук Мадди Уотерса окончательно установился. Когда в клубе был выходной, Мадди, Джимми Роджерс и Уолтер ходили по клубам.
Мадди: «Мы называли себя «Охотники за Головами»; мы бродили из клуба в клуб, и когда слышали какую-то группу, вылезали на сцену и обрезали их - то есть переигрывали; показывали что мы круче.
Это можно было расценивать как рекламу своего рода.
«Таверны закрывались в два ночи, к этому времени мы обходили 4-5, может быть, шесть клубов, уже полные карманы денег, у каждого 15-20 долларов. А что до других групп - они были счастливы, когда мы заходили; они пытались разгадать - как мы играем».

  • Muddy Waters - I’m Your Hoochie Coochie Man

Однако, только концертами в клубах имени себе было не сделать. Нужна была звукозапись, нужны были пластинки.
Однажды в апреле 48-го года пианист Саннилэнд Слим привёл Мадди в студию звукозаписи фирмы «Аристократ» и познакомил с главой фирмы, самим Леонардом Чессом. Леонард с братом Филом владели ночным клубом «Макомба» и обратили внимание, что посетители охотно покупают пластинки. Тогда они взяли денег, выкупили фирму грамзазаписи и начали записывать и выпускать платинки тех, кто играл у них в клубе по ночам.
Проблема была в том, что запись была днём, а Мадди днём был на работе. Тогда приятели позвонили ему на работу, и попросили хозяев отпустить Мадди, потому что у него умерла мать. Уотерс был слегка удивлён, потому что мать его умерла несколько лет тому назад, но быстро сообразил в чём дело, ушёл с работы, зашёл за гитарой и отправился в студию.
Они записали несколько песен так, как Леонард считал нужным, а под конец дня Мадди сказал: «Дайте мне записать одну песню по-моему» - и записал написанную им ещё на плантациях «I Can’t Be Satisfied».
Чессу песня не понравилась, но женщина, которая была с ним, настояла, что её нужно выпускать непременно. Вскоре одним апрельским субботним утром пластинка вышла; к полудню почти весь тираж был продан. «Её нельзя было купить нигде в Чикаго» вспоминал Мадди; «Люди покупали по несколько штук. Стали продавать вдвое дороже и ввели лимит - по одной на покупателя». Мадди хотел купить несколько штук себе - «Но это же я записал» - но ушёл из магазина с одной пластинкой на руках.
Через месяц Мадди ехал домой после концерта в клубе.
«Я услышал, что моя пластинка играет из всех окон. Я остановил машину , вышел и стал слушать. Ууу, стало страшновато; может быть я умер и попал в рай? Я был сам собой и вдруг превратился в Мадди Уотерса.»

  • Muddy Waters - I Can’t Be Satisfied

Началась лучшая фаза его карьеры.
В январе 50-го Мадди записал песню «Rollin’ Stone», в честь которой была названа группа, журнал и песня Боба Дилана. И все они изменили мир, но песня никак им не уступала.
Пластинка продавалась так хорошо, что Мадди смог уйти с работы и заниматься только музыкой. С 50-го по 55-й он записывает все свои главные песни.

  • Muddy Waters - Rollin’ Stone

В мае 55-го году в дверь Мадди постучался молодой человек. Он сказал, что он из Сент-Луиса, и его группа играла все песни Мадди и можно ли он сыграет Мадди пару своих песен.
Мадди послушал его песни и велел ему идти в студию фирмы «Чесс» (к тому временифирма «Аристократ» стала называться «Чесс» - по имени владельцев). «Я пришел туда на следующее утро, и Леонард не понимал, что ему делать с этой песней. Я сказал ему: «Лучше запиши это, это что-то совсем новое».
Это был Чак Берри, отец рок-н-ролла. Так была сделана его первая запись, песня «Мэйбеллин».
«Мэйбеллин» стала номером 1 во всех трёх ритм-энд-блюз чартах. На следующий год вышли «Roll Over Beethoven» и «Brown Eyed Handsome Man», после чего Чак Берри стал постоянным жильцом чартовых вершин.
Началась эра рок-н-ролла, а фирма «Чесс» стала важнейшим оплотом музыки 20-го века.
Как в 40-е годы электрический блюз Мадди пришел на смену сельским акустическим блюзам Роберта Джонсона и Чарли Пэттона, так в середине 50-х место блюза на пьедестале занял рок-н-ролл Чака Берри и Литтл Ричарда.

  • Muddy Waters - Sugar Sweet

Казалось бы - всё, конец истории.
Но история, как оказалось, только началась. В 58-м году Мадди был приглашён на гастроли за океан - в Англию. До его приезда там были известны только акустические блюзы, и любителей народной музыки это всё очень устраивало: пожилые негры с плантаций поют про страдания рабочего народа.
В первом отделении Мадди тоже выходил в синем рабочем комбинезоне с акустической гитарой; но во втором он брал в руки электрическую гитару.
Забытый ныне критик писал: «Мадди потянулся к ручке громкости. Следующий свирепый аккорд был громче, и я понял, что это у них в порядке вещей. Когда он снова взялся за ручку громкости, я бежал из зала».
Но бежали далеко не все. Молодые фаны, бывшие на этих концертах, почувствовали требование времени и начали создавать свои группы. Эрик Бёрден создал «Энималз», Эрик Клэптон начал осваивать стиль Мадди и стал гитаристом «Yardbirds», Алексис Корнер и Сирил Дэвис сформировали «Blues Incorporated», ставший колыбелью британского блюза. Ударником у них был Чарли Уоттс, скоро перешедший в «Rolling Stones». И через несколько лет английские группы вернули блюз на родину - в Америку.
Как говорил тот же Киф Ричардс: «Получилось так, что «Rolling Stones» вызвали в Америке интерес к её лучшим артистам. Молодые люди по обе стороны океана начали играть блюз, открыли его для себя
А Мадди Уотерс стал отцом современного электрического блюза.

  • Muddy Waters - Young Fashioned Ways

Для меня блюз всегда был музыкой интригующей, без сомнения - настоящей, но касаться которой мне не хотелось, потому что она принадлежала другому миру, в который у меня не было входа. И только со временем я начал различать в блюзе тайну жизни. Когда нечего терять, начинается свобода. Когда знаешь, что ты в этом мире один навсегда и бесконечно, начинаешь учиться любить других людей.

  • Muddy Waters - Louisiana Blues

Ну, что ещё сказать о Мадди Уотерсе.
Процитируем великого и любимого Кифа Ричардса: «Когда я умру, и апостол Пётр начнёт меня расспрашивать у райских врат, мне есть, что ему сказать. «Ну, и что ты сделал в жизни?»,- спросит он. Ну, я помог этим ребятам!»

Спасибо!

  • Muddy Waters - Just Make Love To Me