Запись эфира

Содержание

  1. Cluster - Halwa
  2. Amon Düül II - She Came Through The Chimney
  3. Ash Ra Tempel - Le Sourire Volé
  4. Can - Moonshake
  5. Guru Guru - Girl Call
  6. Popol Vuh - Das 5. Buch Mose: Abschied
  7. Tangerine Dream - Tangines On And Running
  8. Harmonia - Watussi
  9. Faust - Jennifer
  10. Kraftwerk - Metropolis

Здравствуйте! Guten Tag!

На прошлой неделе я обещал рассказать вам про краутрок.
Так (не без определенной доли юмора) называют экспериментальную немецкую музыку конца 60-х - начала 70-х годов, сильно повлиявшую на развитие всей последующей музыки во всём остальном мире.

  • Cluster - Halwa

Когда в 60-е годы на молодёжь Германии - страны, пытавшейся в то время избавиться от позора нацистского прошлого - вместо банальных шлягеров и народной музыки, звучавших по радио, обрушился рок-н-ролл из Англии и Америки, произошёл взрыв (как сказал кто-то: «Я начал жить в тот день, когда услышал Хендрикса»), и молодёжь эта начала играть свою музыку, наделив рок фантастической странной космической перспективой, оторвавшейся от всякой традиции.
Общую идею этой музыки выразил Микаель Ротер из «Neu!»: «Мне было неинтересно создавать музыку, похожую на английские и американские группы, музыку, основанную на блюзе; и совершенно не хотелось звучать как то, что делалось тогда в Германии. Я искал свой путь».
Или как говорил Жан-Эрве Перон из «Фауста»: «Мы пытались оторваться от всего, что мы слышали в рок-н-ролле. Мы чувствовали необходимость сказать что-то совершенно иное».
Как результат этого, появилась новая музыка. Её и назвали потом «краутроком». Золотым веком краутрока считается период с 68-го по 74-й годы.
Видное место в краутроке (хотя бы идейно) занимает группа «Амон Дуул 2»; они встретились в 69-м году в «арткоммуне» в Мюнхене.
Коммуна состояла, в основном, из студентов; они решили основать музыкальную группу, чтобы финансировать свою коммуну, и все члены коммуны были членами группы, вне зависимости от того, умели они играть или нет.
Наиболее музыкальные участники и основали группу «Амон Дуул 2»; группа росла, люди менялись, но они продолжали жить коммунальной жизнью и играть музыку.
Один из основателей «Амон Дуул 2», гитарист и басист Джон Венцирль вспоминает:
«Мы играли практически каждый день. Мы играли в университетах, академиях, подпольных клубах, в любом зале, где была публика и элетрическая розетка».

  • Amon Düül II - She Came Through The Chimney

Ещё одна крупная величина этого направления - «Аш Ра Темпель».
Группа была основана гитаристом Мануелем Гёттшингом и клавишником Клаусом Шульце в 70-м году. И она оказала сильнейшее влияние на развитие эмбиентной музыки; их звук определил то, что стало называться «космише музик» - та самая космическая музыка.
Клаус Шульце покинул группу после первого альбома и до сих пор является одним из ведущих пропонентов электронной музыки. А «Аш Ра Темпель» просуществовали аж до 76-го года; а потом Гёттшинг осознал, что остался из основателей один и стал называть свои музыкальные проекты просто «Аш Ра». И до сих пор играет и остаётся одним из важнейших гитаристов «космише музик».

  • Ash Ra Tempel - Le Sourire Volé

«Большая четвёрка» краутрока - это «Крафтверк», «Neu!», «Фауст» и «Can».
Кёльнский квартет «Can» самозародился в 1968 году: Холгер Шукай на басу, Ирмин Шмидт на клавишах, Михаэль Кароли на гитаре и Джаки Либецайт на барабанах. Их часто называют пионерами краутрока: их трансовый психоделический фанк оказал огромное влияние на всю авангадную, экспериментальную музыку следующих лет. Шмидт и Шукай исходили из современного классического авангарда и учились у Штокгаузена.
Первые три года у них пел чёрный нью-йоркский скульптор Малколм Муни, но потом по настоянию психиатра он ушёл из группы, и место у микрофона отошло к молодому японскому страннику Дамо Судзуки, которого Шукай и Либецайт услышали, когда на пел на улице в Мюнхене около кафе, и он им так понравился, что они пригласили его петь этим же вечером у них на концерте.
Большая часть композиций создавалась «Can» в студии во время многочасовых импровизаций. Дамо Судзуки говорил, что он поёт на языке «каменного века».
С 70-го по 79-й группа записала все свои главные альбомы. Холгер Шукай говорит: «Это была попытка достигнуть мира музыкальной тайны, путешествие от света к тьме и обратно».

  • Can - Moonshake

Нельзя не упомянуть и «Guru Guru» - дикоглазых безумцев немецкого рока.
Организовались они в Хайдельберге. Политические левые, делали концерты вместе с социалистическим Союзом Студентов, между песнями читали политические тексты, любили давать концерты в тюрьмах и жили в коммуне, как и положено.
«Гуру Гуру» были связаны с фриджазовым миром; концерты их были по-настоящему анархическими и экстравагантными. Они были близки с «Амон Дуул», «Кэн» , «Хармониа» - и продолжают существовать по сей день.
За это время они выпустили более 40 альбомов и продали более полумиллиона пластинок.

  • Guru Guru - Girl Call

«Попол Ву» - ещё одна авангардная группа, основанная в 69-м году клавишником Флорианом Фрике. Их отличительными чертами поначалу были новый по тем временам синтезатор «Муг» и этническая перкуссия; но через пару лет природа взяла своё, и Фрике от «Муг»-а вернулся к простому фортепиано. Но начал создавать всё более и более сложную акустическую музыку.
Их вдохновляла музыка Тибета, Африки и доколумбовой Америки. Они считаются предтечами современной world music. Они писали музыку к фильмам известного немецкого кинорежиссёра Вернера Херцога и продолжали записывать альбомы вплоть до смерти Фрике в 2001 году.
Имя себе они взяли по названию древнего манускрипта, содержащего мифологию народов майя; переводится это как «Книга Людей».
Клаус Шульце писал: «Флориан Фрике был и остаётся важнейшим предвестником современной этнической и религиозной музыки. Он избрал электронную музыку и свой большой «Муг» чтобы освободиться от оков традиционной музыки, но вскоре осознал, что многого из этого не выжать и пустился по акустической тропе.
И на ней он создал новый мир (так полюбившийся Вернеру Херцогу), преобразовывая паттерны электронной музыки в язык акустического этно».

  • Popol Vuh - Das 5. Buch Mose: Abschied

Интересная черта краутрока - это то, что очень многое в краутроке создавалось коммунальным образом. Один из примеров этого - «Zodiak Free Arts Club», клуб экспериментальной музыки, основанный в Западном Берлине художниками и музыкантами (один из них, Ханс-Иоахим Роделиус основал группы «Кластер» и «Хармониа», которые стали одними из лидеров краутрока).
Зал находился в здании театральной компании, поэтому играть там можно было только по ночам, после конца спекталей. Он был разделён на два зала: один совершенно белый, другой совершенно чёрный, и оба были наполнены самыми разнообразными инструментами, усилителями и колонками, с которыми приходящие могли делать что угодно. Здесь процветал фриджаз, психоделия и авангард. Привычные формы музыки не приветствовались; песни считались «буржуазной формой музыки».
Клуб этот оказал огромное влияние на краутрок. Через него прошли «Аш Ра Темпель», Клаус Шульце, а «Tangerine Dream» некоторое время вообще играли там всё время, попутно уничтожая аппаратуру по примеру группы «The Who».
Когда же они перестали уничтожать её, то стали всенародно популярны и начали звучать примерно вот так:

  • Tangerine Dream - Tangines On And Running

А ещё жил-был в Кёльне такой человек - Конни Планк. Он был звукоинженером, записывал самых крупных звезд мира. Начинал он как звукооператор Марлен Дитрих. Но сам любил музыку странную.
Конни Планк работал практически со всеми важными артистами краутрока; у него в студии записывались «Kraftwerk», «Cluster», «Neu!», «Guru Guru», «Harmonia», участники «Can» - а когда новая немецкая музыка стала всеобщим достоянием, к нему в студию хлынул весь мир - и он писал Брайана Ино, «Eurythmics», «Ultravox», «Killing Joke» - вплоть до оркестра Дюка Эллингтона.
Планк повлиял на все нарождающиеся жанры музыки - эмбиент, нью уэйв, синти-поп, хип-хоп и EDM. Он не был автором, он воплощал идеи других, предоставляя свои технические навыки и студийное оборудование, часто изобретённое и сделанное им самим.
Он говорил: «Я не творец; я канал связи между музыкантами, звуками и плёнкой».
На прошлой неделе я рассказывал вам, как гитарист Микаэль Ротер ушёл из «Neu!» и вместе с Конрадом Роделиусом и Мёбиусом в южносаксонской глуши основал группу «Хармониа».
Судьба их, как говорил поэт, «нелепа и грустна»; они записали два альбома и разошлись из-за полного отсутствия интереса публики к ним; но то, что они сделали, оказалась бесценно для будущего; Брайан Ино называл «самой важной рок-группой в мире» и приезжал записывать с ними музыку, а Дэвид Боуи считал их одной из важнейших немецких групп той поры.

  • Harmonia - Watussi

А была ещё такая группа «Фауст». Слово «Фауст» по-немецки значит «кулак». «Фауст» иногда называют дадаистами, а музыку их именуют «прекрасный хаос». Они были одной из первых групп краутрока, добившихся интернациональной известности.
Началось всё в 71-м году в патриархальной деревне Вюмме, когда под эгидой журналиста и продюсера Уве Неттельбека сошлось несколько музыкантов, которые хотели создать «анти-рок». Получив аванс от фирмы, Неттельбек перестроил старое школьное здание в деревне в студию звукозаписи, где группа и провела первые полгода своего существования в полной изоляции от мира, оттачивая свою уникальную какофонию.
«Фауст» записали пять альбомов, а в 75-м году вдруг исчезли, пропали из виду на 15 лет; никто не знал - где они, что с ними стало. Потом они опять проявились, начали играть и играют до сих пор в разных составах, всего записав более 30 альбомов. Единственный постоянный участник группы, ударник Вернер «Заппи» Видермайер, говорит: «Для меня важна теория хаоса. С самого начала мы решили, что чем более ты тревожишь людей, смешиваешь несовместимое и погружаешься в это целиком, тем больше ты можешь создать новое. Наша фантазия - это самое важное, что у нас есть; когда ты пускаешься в приключение, даже если это иногда непросто, ты становишься свободен, потому что больше не следуешь правилам того, как нужно себя вести».
Музыкант и историк Джулиан Коуп писал: «Нет в мире группы, более мифической чем «Фауст».

  • Faust - Jennifer

Краутрок - музыка, конечно, не самая простая. Но очень многое из того, что происходит в мировой музыке с тех пор, выросло именно из неё.
Как говорил великий Гёте: «В тот момент, когда ты решаешься полностью посвятить себя своему делу, Провидение оказывается на твоей стороне. Начинают происходить вещи, которые не могли бы случиться при других обстоятельствах. На что бы ты ни был способен, начни это осуществлять. Смелость придаёт человеку силу и даже магическую власть».
А ещё забавно, что - углубившись в историю краутрока - я вдруг сообразил, что «Аквариум», собравшись в 72-м году, несколько лет занимался точно тем же самым - мы играли джемы и записывали психоделические коллажи, да и звучало это похоже - и жили мы похоже, очень даже коммунально; на собственно песни и более общественно приемлемый образ жизни мы начали постепенно переходить уже в конце 70-х, где-то во времена «Всех Братьев - Сестёр».
Так что, похоже, что синхрон - это не шутка; один и тот же дух движется во всем мире. И Провидение на стороне тех, кто дух этот чувствует и делает. На нашей стороне.

Спасибо!

  • Kraftwerk - Metropolis