Запись эфира

Содержание

  1. Jethro Tull - A New Day Yesterday
  2. Jethro Tull - Jeffrey Goes To Leicester Square
  3. Jethro Tull - Bourée
  4. Jethro Tull - Nothing Is Easy
  5. Jethro Tull - Back To The Family
  6. Jethro Tull - Fat Man
  7. Jethro Tull - For A Thousand Mothers
  8. Jethro Tull - Reasons For Waiting
  9. Jethro Tull - We Used To Know
  10. Jethro Tull - Look Into The Sun

Здравствуйте!

Иногда приходят на память бессмертные слова классика:

У Лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том;
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.

Смотришь вокруг - иногда жизнь напоминает мне эту картину: Лукоморье - это, понятно, мировой эфир; дуб зелёный - наш «Аэростат»; про кота и цепь я лучше промолчу; а что чудеса, так это точно:

Идёт направо - рок заводит,
Налево сказки говорит;
Там «Jethro Tull», там Иэн бродит,
«Стэнд Ап» там на ветвях сидит.

Как вы уже догадались, речь сегодня пойдёт об альбоме «Jethro Tull» «Stand Up».

  • Jethro Tull - A New Day Yesterday

«Stand Up» - это второй альбом группы «Jethro Tull», кардинально переменивший их жизнь.
До этого альбома «Jethro Tull» были одной из десятков молодых британских групп, с большим или меньшим успехом пытавшихся имитировать негрский блюз.
Дело в том, что через 10 лет после первого визита отца электрического блюза Мадди Уотерса в Британии бушевала вторая волна блюзового бума. «Stones», John Mayall, «Yardbirds», «Fleetwood Mac», «Chicken Shack», «Free» - много их было, переносящих блюз на землю Короля Артура.
Но «Jethro Tull» разделились во мнениях; гитарист Мик Эбрамс был настроен на блюз и только на блюз, а флейтист, гармонист, певец, шоумен и автор большинства песен Иэн Андерсон видел будущее в другом свете.

  • Jethro Tull - Jeffrey Goes To Leicester Square

«В самом начале «Jethro Tull» мы занимались подпольным блюзом, потому что это было самое интересное, что было в английской музыке в тот момент. В большинстве городов был блюзовый клуб. Мы играли в этих клубах или в задних комнатах пабов: это была возможность обратить на себя внимание.
Однако, это было не совсем то, что я хотел по большому счёту, хотя именно любовь к миссисипскому акустическому блюзу привела меня в музыку. Но мне не хотелось быть бледной имитацией того, что происходило за миллион миль от моей юности в Англии.
Мы ушли от чистого блюза и потеряли некоторое количество фанов, но приобрели значительно больше, чем потеряли. Мне кажется, что «Stand Up» это был правильный альбом в правильное время.
Я без сомнения назову его одним из пяти наши лучших альбомов в смысле того, чего мы достигли, а лично для меня это сентиментально номер один, потому что это был первый альбом, который был написан целиком мной. Это было моё первое творческое достижение.
К 70-му году британская пресса придумала название «прогрессивный рок» для музыки, которая шла дальше американского рока и привносила элементы классической музыки, фолка, джаза и даже мировой музыки. И это было именно то, чего я хотел».

  • Jethro Tull - Bourée

«У меня была масса идей, проблемой было найти музыкантов, которые смогли бы их сыграть. Нашего изначального гитариста Мика Эмбрамса не интересовало ничего, что выходило за рамки блюза или рок-н-ролла. Поэтому появился выбор между моей музыкой или Миком как гитаристом группы. Он понимал, что меня не остановить, поэтому решил уйти.
Мик не хотел работать больше трёх дней в неделю и не мог путешествовать, потому что боялся летать. У остальных нас была несколько другая рабочая этика, и всё дошло до кипения. У меня случилась стычка с Миком; он полез в бутылку и практически перешёл к угрозам. Тогда я отложил флейту и гитару и сказал: «Так, выйдем разберёмся, как мужчина с мужчиной». Я знал, что Мик больше говорит, чем делает, и пойдёт на попятный.
Так оно и случилось, что было удачно для меня, потому что он был вдвое меня больше».
Так «Jethro Tull» потеряли своего лучшего музыканта, но приобрели будущее.

  • Jethro Tull - Nothing Is Easy

«Jethro» начали пробовать разных гитаристов, включая Тони Айомми из «Black Sabbath», который играл с ними целых два дня и даже выступил на телевизионной записи «Рок-н-ролльного Цирка»; он оказался «отличным гитаристом и человеком, но он не мог сыграть всего, чего я хотел». Тони вернулся к себе в Бёрмингем, к своей группе «Earth», которая вскоре и взяла себе имя «Black Sabbath».
И тогда Иэн вспомнил гитариста, с которым они играли однажды вместе, который тоже играл на флейте; но имени его и названия группы вспомнить никто не мог. После долгих расспросов вспомнили, что его зовут Мартин Барр. Нашли. Первое прослушивание было блин комом - у Мартина не работал усилитель. Но Иэну что-то в нём приглянулось. Второй раз Мартин пришёл к Иэну домой и играл просто на гитаре без усилителя, а потом они пошли пить кофе.
«Я, помню, думал - он хороший парень, ему, похоже, интересно то же, что и мне, и он так же не сформирован музыкально как я, так что мы можем учиться вместе».
Помогло и то, что по темпераменту Мартин Барр отличался от предыдущего гитариста.
«Мик Эбрамс был с сильным характером, но ужасно неуверенный в себе и он доставал людей, всё время пробовал их на прочность. С ним было сложно.
Мартин был совсем другой, он был самодостаточным человеком и предпочитал быть сам по себе. Его идеей рок-н-ролльного загула было пораньше уйти спать с бутербродом и книжкой Агаты Кристи, что было довольно близко к моему пониманию».
В начале 69-го года Мартин Барр стал новым гитаристом «Jethro Tull».
И сразу попал в сердце бури - полгода непрекращающихся гастролей по миру вместе с «МС5», «Fleetwood Mac», Jimi Hendrix и «Led Zeppelin»; и писание песен для нового альбома.

  • Jethro Tull - Back To The Family

Мартин Барр вспоминает:
«Это было фантастическое время.
Песни были новые, кроме нас такого никто не играл такого. Мы все были немноко наивны - учились вместе играть эту музыку; это было подлинное открытие. Всё было спонтанно, но очень нервно и беспокойно.
Мы были очень серьёзными, но «Jethro Tull» всегда был серьёзной группой; может быть - задним числом - даже слишком серьёзной.
Мы были не такими, как другие группы - не веселились, не сходили с ума. Мы всегда были в туре, всегда писали. Было некогда даже оценить происходящее, потму что было всё время давление стать лучше, ведь мы играли на одной сцене со всеми крутыми группами мира - Джефф Бек, Джими Пэйдж, Хендрикс, Пол Баттерфилд, «Чикаго». Это заставляло становиться лучше, иначе было не выжить».
Басист Гленн Корник подтверждает: «Мы работали больше, чем любая другая группа Великобритании - играли почти каждый день практически за бесплатно в маленьких клубах по всей стране - может быть, для 40-50-ти человек, но мы всегда играли на все 100, и люди запоминали нас. Поэтому, когда вышел первый альбом, они его купили, а когда мы перешли в большие залы, они приходили нас слушать. Мы с Иэном жили в пригороде Лондона - Лютоне, в самых чудовищных конурах, и мы были настолько бедными, что денег хватало на одну консервную банку супа, которую мы вечером делили пополам. Было нелегко, но здорово, потому что мы занимались тем, что любили - и через несколько месяцев всё начало становиться лучше».

  • Jethro Tull - Fat Man

Хронология этого взрывного периода читается как сказка.
Группа образовалась в конце 67-го, в 68-м они начали играть, перебирали себе названия («Чтобы нас взяли играть в клубы, приходилось каждую неделю придумывать новое имя»), наконец остановились на имени «Jethro Tull», записали альбом «This Was» (альбом поднялся до 16-го места) - стали замечены, в том числе Джоном Пилом, диджеем-энтузиастом всякой новой музыки, - и захотели развиваться дальше; заменили гитариста и начали играть новые песни. И тут начались проблемы.
«Первые шоу с новой программой были катастрофой - публика ожидала блюза, к которому они привыкли; и когда они слышали песни, написанные нами для «Stand Up», это было совсем не то, что они ожидали, и совсем им не нравилось; и мы были типа «О Господи, сработает ли это?»; Иэн очень нервничал».
«После концерта я спросил у Джона Пила: «Привет Джон, как тебе наши новые песни?»; он сказал: «Мне они не нравятся совсем; не нужно было терять Мика Эбрамса; нужно было играть то, что вы играли».
Я думал, что ему понравится - мандолины, балалайки, всякая чертовщина; но ему не понравилось. Это было как удар ножом в сердце. И больше он со мной никогда не разговаривал».
Однако, в итоге мнение Джона Пила оказалось несущественным. «Stand Up» вышел в июле 69-го, и группа сразу же уехала в гастроли в Америку. И там их и настигли новости.
«Я помню, что мы завтракали, тут входит Джо Кокер и говорит: «Ваш альбом - номер один в Англии». Я сказал - О, как мило; если ты не будешь доедать свой бекон, можно я его доем?».
Типичная реакция Иэна Андерсона; никто ничего не празднует, никакого шампанского. Сделали - хорошо, пошли дальше.

  • Jethro Tull - For A Thousand Mothers

Даже в 20 лет Иэн шёл не в ногу с окружающими.
«Я не чувствовал, что обязан быть связан с миром вокруг. Я помню, как ходил в клубы - а там все не в себе, надирались по положения риз пивом, бренди и всем, что было. Я не пил, не принимал наркотиков и чувствовал, что не имею отношения к этому миру».
Джими Хендрикс, с которым жизнь на дороге порою сталкивала «Jethro Tull» - хороший пример разницы в отношениях к жизни.
«Я разговаривал с ним только один раз, мы оба вышли покурить в коридоре перед пресс-конференцией, на которую он очень не хотел идти. Ему явно было не по себе от того, во что он превращался».
Через полгода они вместе играли на каком-то фестивале, и всё изменилось. «Он был окружён плотным кольцом этих охранников, девушек, дилеров, Бог знает кем - и мы все знаем - чем это кончилось».
Что было общего у Иэна с Джими - это умение вести себя на сцене. Впервые история запечатлела Иэна Андерсона играющим на флейте, стоя на одной ноге в конце 68-го. С тем, как сцены становились больше, он начал вживаться в образ дикого маньяка, жонглирующего флейтой и прыгающего по сцене.
«Это происходит просто: ты увлекаешься на сцене, потом видишь фотографии с концерта и читаешь, что люди пишут о тебе; и думаешь - ага, люди обращают на меня внимание; мне стоит таким и быть»; и начинаешь разбирать ситуацию про себя; «что именно я делал, что заставило людей думать, что я наелся чего-то или просто тронулся умом?».
И вдруг обнаруживаешь, что стоишь на сцене на одной ноге с флейтой в гульфике и колготках».
Но никакие сценические трюки не сработали бы, если бы не гениальная музыка. Высота и красота музыки «Jethro Tull» не сравнимы ни с чем в тогдашем музыкальном мире.

  • Jethro Tull - Reasons For Waiting

Я хорошо помню своё первое знакомство с музыкой «Jethro Tull».
В первый день девятого класса я поступил в новую школу и приметил в классе юношу по имени Саша Алексеев. Кудрявые длинные волосы, модная рубашка - в то время это могло значить лишь одно: он тоже слушает правильную музыку.
Для нахождения общего языка хватило одной перемены; после школы мы поехали к нему домой на Петроградскую слушать что у него есть; и там я - вместе с «Led Zeppelin» и «Ten Years After» - впервые услышал «Stand Up».
Сказать, что я был потрясён - это ничего не сказать.
Сочетание силы, странности, драмы и перехватывающей дыхание красоты определило мою жизнь на много лет вперёд; вернее, не определило - я почувствовал, что эта музыка описывает меня, даже то во мне, чего я ещё не знал, говорит о том, чего еще не происходило. Музыка эта была я - то, как я воспринимал жизнь. И теперь, 50 лет спустя, я счастлив, что она есть у меня, и ничего не изменилось.

  • Jethro Tull - We Used To Know

В итоге альбом «Stand Up» стал номером один, и из бьющихся за выивание имитаторов блюза «Jethro Tull» стали восходящими звёздами нового стиля музыки - «прогрессивного рока».
«Я всегда говорил, что движущая сила «прогрессивного рока» - это скука. Это то, что заставляет людей, которые устали от трёх аккордов или постоянного повторения одного и того же, искать что-то новое.
И в новых песнях было что-то, что напоминало тихую, более духовную, почти церковную музыку.
То, что я слышал, когда был ребёнком в Эдинбурге».

И много чего у «Jethro Tull» было потом, но начало до сих пор «живее всех живых», как это часто случается с началами.

Спасибо.

  • Jethro Tull - Look Into The Sun